Работа няней >> Нянина копилка

Листочек в кулаке, яичница в тарелке и потешка по ролям

Содержание:

Опытная няня работает на опережение. И самой интереснее, и ребеночек развивается, и родители довольны. Думали, он еще несмышленыш - а уже дуб от березы отличает. Думали, неповоротливый - а как по мячу бьет! И стишок прочитает, и на руках пройдется, и яичницу сам пожарит. Конечно, всему свое время. Конечно, мама и папа должны быть в курсе. Но чуть-чуть заглянуть вперед - не повредит.

Играем на улице (3-9 месяцев)

Неспящие в коляске

Ситуация, знакомая многим мамам и няням: примерно в возрасте 3-4 месяцев малыш, до этого чудесно спавший в коляске и час, и два, и три, просыпается минут через 40 - и сна как не бывало. Укачивание (чтобы заснул опять) обычно занимает еще 40 минут, терпение на пределе, физические силы - тоже… А если попробовать не усыплять насильно, а погулять с грудничком так, как мы обычно это делаем с детьми постарше?..

Рассматриваем. В 3-5 месяцев малыши будут в восторге от созерцания качающихся на ветру веток, трепещущих листьев. Те же мобили, только естественного цвета и с натуральным звучанием. Примерно в 4 месяца у малыша появляется способность к бинокулярному зрению (два глаза отныне работают согласованно), и теперь ребенок видит довольно далеко. Ваш кроха младше? Подвезите коляску к невысоким кустам или наклоните ветку дерева так, чтобы ее можно было разглядеть.

Ощупываем. Ближе к полугоду самым любимым занятием малыша становится хватание всего и вся. Дайте ему сорвать листик с ветки, помять его (некоторые мамы дают и помусолить во рту, но это небезопасно), разорвать. Поднесите кроху к стволу дерева, дайте похлопать ладошками по гладкой коре березы, узловатой - дуба… Если конец лета и начало осени вы проводите на даче - постелите на газон пенополиуретановый туристический коврик (он не пропускает холод и влагу от земли), положите малыша на животик и пусть теребит подстриженную травку, хлопает ладошкой по песку или тротуарной плитке (на всякий случай заручитесь разрешением родителей).

Всем телом. Ваш воспитанник - уже ползунок? Если позволяет погода и не пугает испачканная одежда - пусть ползет по дачному газону (чистому, без муравьев). Если так тепло, что можно это сделать босиком, - прекрасно! Голышом? Предел мечтаний - в смысле богатства ощущений (которые дают импульсы к развитию мозга) и с точки зрения закаливания. Малыш уже пытается вставать на ножки? Если можно это безопасно сделать около ствола садового дерева, заборчика, пенька - пусть встает и осматривает, ощупывает. Таким ценным опытом нельзя пренебречь. Городским детям остаются бревнышки песочниц, парковые скамейки - но здесь придется подумать о чистоте рук…

Не забывайте озвучивать все, что происходит. Называйте предметы, которые малыш видит, ощущения, которые у него возникают, совершаемые им действия. Плюс к этому можете читать подходящие четверостишия или напевать.

Ираем дома (9-18 месяцев)

Сколько нужно мячей?

Чем больше, тем лучше! Эта простая и уникальная игрушка учит координировать движения рук и ног; увлекает и помогает двигаться в нужном направлении, особенно на прогулке; дает первые представления о форме и размере; объединяет в игре взрослых и детей.

Ползунку будет интересно ощупывать звучащие мягкие и массажные (похожие на ежиков) мячики разного размера, кидать и катать легкий мячик для пинг-понга и тяжелый теннисный. Надолго займет кроху изучение большого мяча - размером с футбольный. А надувным мячом можно играть и надутым, и постепенно сдувающимся, с открытым клапаном.

Около года добавятся мячики среднего размера (около 15 см в диаметре): малыш будет учиться бить по ним ногой; катать друг другу, сидя на полу с расставленными широко ногами; забрасывать в корзину, коробку, ведро (это можно делать со всеми мячами, имеющимися в доме). Разнообразят ощущения мячики из скомканной бумаги и фольги (но только в том случае, если кроха уже перестал тянуть в рот все подряд).

В полтора-два года уже актуальны маленькие мячики (такие, которые малыш может взять одной рукой) - для бросания в цель, катания клюшкой (вместо шайбы). Бросать в цель можно и мячик, обклеенный "липучкой" (в продаже есть такие варианты детского дартса). А надувной мяч (диаметром 30-40 см) малыш вот-вот научится ловить двумя руками…

Устное творчество (1,5-3 года)

Кисонька-мурысенька

Эта потешка есть во многих сборниках для самых маленьких. Когда малыш услышит ее уже не один раз (то есть будет практически знать наизусть), можно рассказывать потешку по ролям. Пусть собеседником кисоньки станет тот, кто изображен рядом на картинке - так, в сборнике "Ладушки" с иллюстрациями Васнецова это зайчик.

Итак, сначала малыш отвечает за киску, а вы спрашиваете, потом можно поменяться ролями. Главное - говорить нараспев, максимально выразительно, ведь именно это и привлекает детей в народной поэзии. Последнюю строчку важно произнести с укором, можно даже пальчиком погрозить…

- Кисонька-мурысенька, ты где была?

- На мельнице.

- Кисонька-мурысенька, что на мельнице делала?

- Муку молола.

- Кисонька-мурысенька, а что из муки пекла?

- Прянички.

- Кисонька-мурысенька, а с кем прянички ела?

- Одна.

- Не ешь одна, не ешь одна!

Здоровье (3-5 лет)

Внимание осанке

К сожалению, многим малышам уже в этом возрасте приходится сутулиться - из-за чрезмерного количества "развивающих" занятий, происходящих в положении сидя за столом, а также от недостатка грамотной двигательной активности. Как позаботиться об осанке ребенка?

Пусть поменьше сидит за столом. Обычная поза школьника еще не по силам опорно-двигательному аппарату малыша. Рисовать лучше на вертикальной поверхности (лист ватмана, прикрепленный к стене; мольберт), подойдет также парта с наклонной поверхностью, за которой ребенок будет не сидеть, а стоять. Собирать из конструктора, делать аппликацию, лепить из пластилина можно за низким столиком стоя или вообще сидя на полу - по-турецки, на корточках. А когда ребенок слушает книжки или аудиозаписи, пусть вообще двигается свободно, принимает удобные позы.

Поощряйте двигательную активность малыша. Очень полезно кататься на велосипеде (не важно, сколько у него колес), качаться на качелях, лазить, кувыркаться.

Укрепляйте мышцы спины и брюшного пресса. Призывы "выпрямиться", "не горбиться" так и останутся пустым звуком в устах родителей и педагогов, если позвоночник малыша не будет иметь хорошего мышечного корсета. Существуют простые упражнения, помогающие держать мышцы в "рабочем состоянии". Однако для дошкольника их важно обыграть и правильно преподнести.

"Крокодил" (или "Тачка"): взрослый держит ноги ребенка, который идет на руках. Постепенно увеличиваем расстояние, можно "перешагивать" через препятствия (небольшие игрушки), порожки.

Рукоход - почти на всех детских площадках есть эти лесенки, расположенные горизонтально или по дуге. Иногда такой элемент присутствует и в домашнем спортивном комплексе. Учите малыша перехватывать руками перекладины и таким образом передвигаться по рукоходу.

"Катушка": лежа на полу, перекатываемся вбок столько раз, сколько позволяет место. Руки можно прижать к туловищу, можно вытянуть надо головой. Очень веселое упражнение!

"Велосипед": лежа на полу, поднимаем ноги и крутим воображаемые педали. Упражнение скучное, можно его разнообразить, делая под музыку (заиграла - крутим, смолкла - остановились). А еще веселее - вместе с няней!

Домоводство (5-8 лет)

Три яичницы

Если родители не против развития самостоятельности и навыков самообслуживания у ребенка, то после консультации с ними вы можете начать знакомить своего воспитанника с азами кулинарии. Попробуем вместе приготовить яичницу.

Вам понадобится (на две порции): 3 яйца, немного сливочного масла, 2 помидора и маленькая луковица (или 2 горсти оставшихся от ужина макарон; или 3-4 горсти отварной капусты брокколи или цветной), а также непригорающая сковорода, деревянная лопаточка, терка, ложка, два ножа. По вкусу и с разрешения родителей в любой рецепт можно добавить немного мелко нарезанной ветчины (колбасы, сосисок).

Перед приготовлением: убедитесь, что ребенок умеет обращаться с ножом (или научите его это делать); объясните технику безопасности при работе с горячей плитой; вымойте руки, уберите волосы, наденьте фартуки.

Вот примерный ход событий, в конкретной ситуации роли могут распределиться иначе.

С помидорами

Взрослый: разогревает сковороду, растапливает масло, нарезает лук полукольцами и обжаривает.

Ребенок: натирает на терке половинки помидоров, держась за кожицу (она пойдет в отходы).

В.: добавляет измельченные помидоры к луку, обжаривает, помешивая.

Р.: в снятую на минутку с огня сковородку разбивает яйца.

В.: перемешивает, солит, доводит под крышкой до готовности.

С макаронами

Взрослый: разогревает сковороду, растапливает масло.

Ребенок: разделяет холодные макароны и выкладывает их из кастрюли в сковороду.

В.: обжаривает, помешивая.

Р.: разбивает в сковородку яйца.

В.: перемешивает, солит, доводит до готовности.

С брокколи

Ребенок: разогревает сковороду, растапливает масло.

Взрослый: выкладывает на сковороду отваренные соцветия капусты.

Р.: обжаривает, помешивая.

Р.: разбивает в сковородку яйца.

В.: перемешивает, солит, доводит до готовности.

По материалам журнала "Наш малыш"


[Методические материалы]

Отправить свой рассказ



© 2002-2024, Бонна.ру
info@bonna.ru, Bonna.ru
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.
Политика обработки персональных данных