Работа няней >> Нянина копилка

Осваиваем застежки, запекаем картофель и учимся договариваться

Содержание:

Опытная няня все это знает и сама могла бы поучаствовать в составлении подобного выпуска "Копилки". Всем остальным сегодня подсказываем новые рецепты блюд из картофеля, несколько способов научить малыша справляться с "молниями", кнопками, пуговицами и шнурками, а также алгоритм разрешения конфликтов, который никого не оставит в проигрыше. Хмм... Кажется, и опытные няни решили кое-что освежить в памяти. К вашим услугам!

Полезные навыки (1,5-3 года)

Застегни!

Современная детская одежда и обувь почти не оставляют малышам возможности освоить разнообразные застежки и узлы: большинство ботиночек - на липучках, большинство кофточек - с эластичной горловиной, штанишки - на резинках. Тем важнее няне уделить внимание развитию навыков завязывания и застегивания. С одной стороны, впереди неизбежный выход в мир (детский сад, школу), где осваивать навыки самообслуживания будет поздновато. С другой - все эти пуговички-кнопочки-пряжки превосходно развивают мелкую моторику, а ведь с ней у нынешних детей тоже не все хорошо. Итак, какими способами можно развить ловкость пальцев и одновременно научить справляться со сложной одеждой?

  1. Я сам. У каждого ребенка наступает этап, когда он готов потратить довольно много времени на "борьбу" с непослушной кнопкой или "молнией". Если вы видите, что кроха старается что-то надеть или застегнуть сам - не дышите! Не спугните ростки самостоятельности. Запаситесь терпением и обеспечьте ребенку режим наибольшего благоприятствования в начатом деле. Для одного малыша это будет просто ваше присутствие рядом и слова одобрения; другому похвала может показаться навязчивой, он любит повозиться с трудным делом сам, в тишине; третьему понадобится пошаговая помощь и объяснения. Как говорится, не упустите момент. И пусть ваша прогулка на 15 минут задержится... Задумаемся: а не становится ли это тотальное неумение наших детей плодом современной спешки, когда взрослому легче сделать за ребенка, чем научить в процессе повседневной жизни?
  2. Актерство. Возможно, застежки на собственной одежде еще мелковаты для крохи. Выходом может стать подходящая одежда для игрушек малыша или костюмы для перевоплощений его самого. Пришьем к жилетке любимого поросенка удобные ленточки для завязывания узла или бантика; кукле подарим платьице на кнопках (грудничковую рубашечку самого малыша); к большому легкому платку пришьем крупную пуговицу и сделаем для нее прорезную петлю так, чтобы получился плащ для рыцаря (или принцессы); а настоящий ремень с пряжкой, отрегулированный под ребенка, позволит прикрепить к нему игрушечный меч или кобуру с пистолетом. Исходя из любимых игрушек и перевоплощений ребенка, вы можете придумать и свои варианты "одежек" и застежек.
  3. В духе Монтессори. Среди пособий, которые используются педагогами, работающими по этой методике, значительное место занимают рамки с различными типами застежек. Если ваш подопечный - любитель повозиться со вкладышами и пересыпанием-переливанием, попробуйте предложить ему пособия, подобные рамкам Монтессори. Принцип: два лоскута ткани крепятся к параллельным стойкам (это могут быть ножки детского столика или опоры лестницы шведской стенки), а между собой лоскуты соединяются каким-либо видом застежки. Или к одному пришиваются пуговицы, а на другом прорезаются петли; или пробиваются кнопки; или пришиваются половинки "молнии"; или пробиваются отверстия для шнуровки. Пособие удобно сделать съемным, для этого само крепление должно быть на липучке или на завязках.

Продолжение следует.

Домоводство (3-5 лет)

Хочу картошки!

С этим любимым в нашей стране овощем дело обстоит примерно так: часть детей (их меньше) не принимает картофель ни в каком виде (ну разве что от картошки-фри не откажется), другая часть, большая, готова есть и есть. Но и детям, и тем, кто для них готовит, хочется разнообразия. Вот несколько рецептов, которые к тому же сэкономят ваше время.

Запекаем. Некрупный очищенный картофель порезать ломтиками-четвертинками, выложить в форму для запекания или в глубокий противень, посолить, присыпать приправой для картошки (если у ребенка нет аллергии), обильно полить растительным маслом и запечь в духовке. В зависимости от особенностей духового шкафа может понадобиться перемешать ломтики в процессе приготовления, чтобы они равномерно подрумянились. Подавать к столу сразу же после приготовления.

Тушим. Картофель нарезать кубиками, морковь - полукольцами, репчатый лук мелко нашинковать. Обжарить лук и морковь на растительном масле в глубокой кастрюле, затем добавить картофель, хорошо перемешать и залить наполовину кипятком. Посолить, добавить лавровый лист и тушить на медленном огне, изредка помешивая. Когда картофель станет мягким, добавить 2-3 ст.л. сметаны, перемешать и потушить еще 2-3 минуты.

Жарим. Очищенный картофель натереть на терке (или воспользоваться кухонным комбайном), отжать сок, добавить кефир и блинную муку, вымесить массу для драников и жарить их на растительном масле. На одну крупную картофелину - 1 ст.л. кефира и 1 ст.л. муки.

Психология (5-8 лет)

Давай договоримся!

В прошлый раз мы остановились на том, что противоречия, возникающие в общении взрослого и ребенка, лучше всего решать конструктивным путем. Что это значит? На пути разрешения конфликтов психолог Юлия Гиппенрейтер советует сделать следующие шаги: 1) прояснение конфликтной ситуации; 2) сбор предложений; 3) оценка предложений и выбор наиболее приемлемого; 4) детализация решения; 5) выполнение решения, проверка. Разберем каждый из них в отдельности.

Шаг первый: прояснение конфликтной ситуации. Взрослый выясняет, в чем состоит проблема ребенка. Делает он это в стиле активного слушания, то есть обязательно озвучивает желание, потребность или затруднение малыша. Затем в стиле "Я-сообщения" взрослый говорит о своей проблеме. При этом ребенок обнаруживает, что вы слышите его проблему, а также становится более готовым услышать о ваших затруднениях. Взрослый же успевает задуматься, какая же именно его потребность ущемлена желанием ребенка. В примере, который мы взяли для прошлой публикации, диалог мог бы выглядеть так:

- Леночка, заканчивай играть, нам надо собираться на занятия.
- Не хочу на занятия, хочу еще поиграть с ребятами.
- Тебе хочется подольше поиграть...
- Да, у нас так интересно!
- А я так не люблю опаздывать... И мне будет стыдно перед твоей мамой, что мы не успели вовремя... Что же делать?

Шаг второй: сбор предложений. Как вы уже поняли, этот этап начинается с вопроса, побуждающего к поиску решения: "Что же нам придумать? Как поступить?" Обязательно дайте ребенку первому предложить какое-нибудь решение, добавьте к нему свой вариант. Возможно, с каждой стороны предложений поступит несколько. Ни в коем случае не отметайте сходу ни одно из них - этим вы рискуете разрушить атмосферу доброжелательного сотрудничества, которую только что наладили.

Третий шаг: оценка предложений и выбор наиболее приемлемого. Предположим, в нашем случае от девочки поступили предложения: 1) позвонить маме и попросить разрешения совсем не ходить на занятия; 2) все-таки опоздать ("ничего страшного"). Няня в свою очередь предложила: 3) договориться с ребятами и их мамами и прийти сюда еще раз вечером и доиграть; 4) поиграть еще 10 минут, но тогда идти прямо на занятия, не заходя в магазин за соком (обычно по дороге они покупают что-то для перекуса). В результате обсуждения выясняется;

  • что ждать до вечера никак невозможно, доиграть надо сейчас;
  • что звонить маме и отрывать ее от работы - нехорошо, лучше в следующий раз спросить у нее заранее, можно ли так поступить;
  • что опаздывать не нравится и Лене: "все уже начнут рисовать, а я только приду и не услышу задание".

Принимается решение под номером 4, причем уже через 5 минут Лена подходит к няне: "Пойдем, мы закончили".

Может показаться, что ребенок поступился своим желание на удивление легко. О чем это может говорить? О том, что девочке, возможно, важнее было быть выслушанной, нежели настоять на своем или на самом деле доиграть. Кроме того, обе стороны избежали взаимного раздражения и обид; получили опыт того, как достигать договоренностей; узнали больше о себе и о других.

Четвертый шаг: детализация решения. В нашем примере няне достаточно просто словесно зафиксировать решение, чтобы оно было понятно ребенку: "Итак, мы идем сразу на занятия, в магазин не заходим, чтобы успеть к началу. Если будет нужно, купим сок на обратной дороге". В более сложных ситуациях может понадобиться, скажем, оценить масштабы уборки (если решено, что малыш сам убирает в комнате), научить застегивать куртку и надевать варежки (если решено, что он сам одевается).

Шаг пятый: выполнение решения, проверка. Мало принять решение - оно должно осуществиться на практике. Иногда это происходит как бы само собой, но в более "долгосрочных" ситуациях могут возникнуть и сбои: например, привыкнуть убирать игрушки, если раньше этого не делал, - довольно трудно для дошкольника.

Итак, при правильном использовании конструктивный способ решения конфликтов позволяет всем участникам остаться в выигрыше и сохранить добрые отношения.

Использованы материалы сайта Лены Даниловой "Раннее развитие детей", книг О.Афанасьевой "Детское питание" издательства "Эксмо" и Ю.Гиппенрейтер "Общаться с ребенком. Как?".


[Методические материалы]

Отправить свой рассказ



© 2002-2024, Бонна.ру
info@bonna.ru, Bonna.ru
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.
Политика обработки персональных данных