Горячий супчик, замерзшие руки и самодельный календарь
Содержание:
- Домоводство (9 месяцев - 1,5 года)
- Здоровье (1,5-3 года)
- К Новому году (3-5 лет)
- Полезные навыки (5-8 лет)
В последние годы бывает трудно предсказать, как долго продержится выпавший снег, но все же наступление зимы, похоже, случилось. В связи с чем детям грозит переохлаждение (в неправильной одежде), а няням - предновогодние хлопоты, в том числе изготовление подарков вместе со своим подопечным. Также в этом выпуске вы найдете новые кулинарные рецепты и окончание рассказа о том, как научить ребенка определять чремя по часам.
Домоводство (9 месяцев - 1,5 года)
Пюре? Крем? Суп!
Протертые супы для многих детишек этого возраста - то, что надо. Но как правильно готовить суп-пюре и чем он отличается от супа-крема, знают немногие. Оказывается, в первый принято добавлять белый соус, а во второй - молочный соус. Готовят их не только из овощей, но из мяса, рыбы, круп. В рецептах обычно говорится, что компоненты супа надо протереть через сито (а трудноперевариваемые - через мясорубку), однако сегодня удобно иметь для этих целей блендер. Вот два рецепта, они подходят для детей старше года, у которых нет аллергии на и молоко.
Суп-пюре из цветной капусты
2-3 соцветия цветной капусты, 1/2 клубня картофеля, 1 ч.л. сливочного масла, 1 ч.л. риса, 1/2 стакана овощного или мясного бульона, 1/2 ст. л. сметаны, немного петрушки, соль.
Цветную капусту и картофель залить кипятком (чтобы вода едва покрывала овощи), добавить сливочное масло и тушить под крышкой до готовности. Отдельно сварить рис. Измельчить блендером овощи и рис по отдельности, соединить. Полученную смесь развести бульоном, посолить, заправить сметаной и вскипятить. Подавать с зеленью.
Овощной суп-крем
1/2 клубня картофеля, 1/2 моркови, 3-4 соцветия цветной капусты, 1/2 репы, 1/2 ст.л. зеленого горошка, 1/2 ч.л. пшеничной муки, 3/4 стакана молока, 1 ст.л. сливок, 3 ст.л. овощного отвара, 1/2 ч.л. сливочного масла, соль.
Овощи нарезать ломтиками, цветную капусту разобрать на соцветия, все отварить. Добавить зеленый горошек и все овощи измельчить блендером. Приготовить молочный соус: в кипящее молоко небольшими кусочками класть размятое с мукой сливочное масло, непрерывно помешивая, чтобы не образовывалось комков. Соединить овощи с молочным соусом, развести овощным отваром до необходимой консистенции, довести до кипения и снять с огня. При подаче на стол посолить и заправить горячими сливками.
Здоровье (1,5-3 года)
По морозу, по зиме
Современная детская одежда предоставляет массу возможностей для того, чтобы одеть ребенка по погоде. Однако все равно и родители, и няни порой допускают как перегрев, так и переохлаждение малыша. Для детей описываемого возраста самая большая опасность - несоответствие экипировки и уровня двигательной активности ребенка. Когда, например, малыш, одетый для ходьбы пешком, бегания и лазания усаживается в санки или коляску и не вылезает оттуда. Обморожению же подвержены, как правило, руки и лицо. Итак, как может выглядеть ребенок, которому нужна срочная помощь?
При обморожении: кожа бледно-синюшная; температурная, тактильная и болевая чувствительность отсутствуют или резко снижены; при отогревании появляются сильные боли, покраснение и отек мягких тканей; при более глубоком повреждении через 12-24 ч. возможно появление пузырей с кровянистым содержимым.
При общем переохлаждении ребенок вял, безучастен к окружающему, его кожные покровы бледные, холодные, пульс частый, артериальное давление снижено, температура тела ниже 36° С.
Что делать? Основной принцип оказания помощи - согревание ребенка должно быть медленным и постепенным. Недопустимо растирание чем-либо поврежденных тканей! Пострадавший должен находиться в тепле, получать много жидкости, обезболивающие, сосудорасширяющие и успокоительные средства должен назначить врач.
При обморожении наложите на пораженную часть тела термоизолирующую ватно-марлевую повязку (7 слоев) для кумуляции тепла и предотвращения преждевременного согревания поверхностных тканей (и, соответственно, образования перепада температур между поверхностными и глубжележащими тканями). Применение термоизолирующей повязки позволяет в несколько раз замедлить внешнее согревание пораженного участка при обеспечении общего согревания организма.
При общем переохлаждении укутайте ребенка в теплое одеяло - оно также будет являться термоизолирующей прослойкой и сделает согревание постепенным.
Благоприятный исход: чувствительность, температура, цвет кожных покровов и самостоятельные полноценные движения восстанавливаются, боль постепенно проходит.
Срочная медицинская помощь необходима, если:
- чувствительность обмороженных участков не восстанавливается;
- сохраняются сильные боли;
- если надавить пальцем на кожу, а затем его убрать, цвет кожи не меняется;
- появляются пузыри с кровянистым содержимым.
Внимание: обмороженные участки надолго сохраняют повышенную чувствительность к холоду, легко подвергаются повторному обморожению и поэтому в дальнейшем нуждаются в особенно надежной защите!
К Новому году (3-5 лет)
Шляпа-календарь
В прошлый раз мы занялись изготовлением шляпы-календаря: вырезали донышко, тулью и поля и заготовили 12 страничек в форме круга. Сегодня нам предстоит сборка изделия и придание ему "товарного" вида.
- Наклеиваем на странички-заготовки соответствующие распечатки с календарем на каждый месяц - это вполне под силу ребенку. Не забудьте высушивать странички под прессом после приклеивания - так они останутся ровными. Декабрьскую картинку приклеиваем к донышку шляпы. Остальные странички подбираем по порядку (январь - сверху) и степплером прикрепляем к донышку в нескольких местах.
- Теперь украсим поля шляпы - лучше сделать это в стиле страниц календаря. Если они рисованные - то и поля можно разрисовать, например, орнаментом в подходящей цветовой гамме. В других случаях можно использовать технику аппликации или коллажа. Для нашей шляпы поля будут почти как рама для картины - поэтому важно не переборщить с яркостью.
- Самое сложное - это приклеить бумажную тулью к донышку и полям с помощью закрепок. Чтобы лучше держалось, не жалейте клея, а его излишки вытирайте сухой тряпочкой. Склеенную шляпу также осторожно поместите под пресс.
- Тулью можно украсить лентой, серпантином, елочной мишурой. Подарочную упаковку для шляпы можно сделать из большого листа гофрированной, упаковочной бумаги или прозрачной пленки, если положить шляпу в центре, приподнять концы бумаги, стянуть их над донышком шляпы и перевязать лентой соответствующего стиля.
- Вручая подарок, объясните его обладателю, что шляпу нужно повесить на гвоздик и не забывать ежемесячно отсоединять старую страничку, из-под которой появится календарь на новый месяц.
Полезные навыки (5-8 лет)
По часам
В одной из последних публикаций мы вместе с авторами сайта "Раннее развитие детей" учили малыша определять время по часам. Продолжим занятия по изучению "поведения" часовой и минутной стрелок.
Теперь пришло время написать на макете часов, которым вы пользуетесь для занятий, количество минут, соответствующих каждому делению (5, 10, 15 и т.п.). Пусть эти цифры будут помельче, чем те, что обозначают часы. Расскажите ребенку, что каждое деление минутная стрелка проходит за 5 минут, а весь круг - за час. Поупражняйтесь в умножении: сколько минут пройдет, если стрелка передвинется на 2 деления? на 4 деления? Расскажите о том, что полчаса - это и полкруга на часах, и 6 делений, и 30 минут, а четверть часа - и 3 деления, и 15 минут.
Следующее упражнение делайте время от времени в течение нескольких дней. Установите стрелки в то или иное положение. Попросите ребенка показать положение стрелок, которое будет: через 5 (10, 20, 35 и т.д.) минут; через час (два, три и т.д.); через час и 5 (15, 35 и т.д.) минут. Также попросите ребенка выставить время, которое было: 5 (15, 25 и т.д.) минут назад; полчаса назад; час и 5, 10, 15 и т.д. минут назад.
Теперь пора рассказать о самых маленьких делениях, которые размечают циферблат поминутно. Покажите на макете, что такое 6 минут, 13 минут и т.п. Поговорите о способах, которыми можно сообщить время: "9 часов 12 минут" - это то же самое, что 12 минут десятого; а "9 часов 45 минут" по-другому можно назвать "без четверти десять".
Давайте ребенку разные задания на определение времени на реальных часах и на макете. Планируя то или иное дело, режимный момент или игру, договаривайтесь, за сколько минут вы успеете его закончить, как в это время будут расположены стрелки, и затем проверяйте себя по часам. Если у ребенка есть четкий распорядок дня, то напротив картинки или надписи с той или иной позицией нарисуйте циферблат с соответствующим расположением стрелок.
Использованы материалы сайта Лены Даниловой "Раннее развитие детей", книги О.Афанасьевой "Детское питание" издательства "Эксмо", журнала "Мама и малыш".
[Методические материалы]