Мяч – об стенку, буквы – на стенку, а стряпня – с ребенком на руках
Содержание:
- Домоводство (9 месяцев – 1,5 года)
- Спокойные занятия (1,5-3 года)
- Подвижные игры (3-5 лет)
- Психология (5-8 лет)
Опытная няня знает, что стенка для мяча должна быть без стекол, а буквы для стенки – без картинок. Также мы решили напомнить домовитым воспитательницам о том, как сэкономить время на приготовлении пищи, а психологически подкованным – о том, на чем ни в коем случае нельзя экономить. Речь о положительных сигналах, которые мы подаем в адрес малыша.
Домоводство (9 месяцев – 1,5 года)
Няня – повар. Что же такого?
В одном из прошлых выпусков мы советовали, чем занять малыша в то время, когда няня занята приготовлением еды – для него или для семьи. Сегодня речь пойдет о приемах, упрощающих приготовление пищи "с ребенком на руках".
Главный принцип экономичной (по времени) стряпни – разделить необходимые операции на те, для которых вам нужно полное внимание и обе руки, и те, что можно выполнять одной рукой или в присутствии малыша. Так, начистить большой объем картошки удобнее, когда малыш спит. А вот добавить в суп очередную порцию уже измельченных овощей можно, посадив ребенка на несколько минут в детский стульчик или устроив играть на полу.
Итак, пока ребенок спит, удобнее (вы можете продолжить список):
- чистить и резать овощи, разделывать мясо, рыбу;
- наводить порядок на кухне (мыть посуду, плиту и т.п.);
- жарить сырники, котлеты и т.п.;
- готовить салаты, соусы, другие сложные блюда.
Когда малыш бодрствует, можно:
- запекать мясо, курицу, рыбу (в фольге или специальном рукаве для запекания почти нет риска, что блюдо пригорит);
- готовить на пару;
- варить каши (особенно удобны порционные пакетики);
- варить компоты, кисели из готовых ингредиентов;
- варить суп из готовых ингредиентов (замороженные овощи или заранее нарезанные и при необходимости спассерованные картошка, капуста, морковь, лук и т.п.);
- тушить на медленном огне мясо, овощи и т.п.
И несколько слов о пользовании бытовой техникой. Если ребенок с интересом следит за работой миксера и не пугается шума, можно при нем и вместе с ним взбивать картофельное пюре и даже делать фарш. Это также удобно, если громкие кухонные звуки способны разбудить спящего ребенка. Но если вам предстоит провернуть большой объем мяса, или тщательно вымесить тесто, или с помощью кухонного комбайна нарезать овощи про запас, чтобы их заморозить, – лучше это сделать без малыша. (Кстати, очень удобно хранить в морозилке такие собственноручно приготовленные полуфабрикаты для супов, тушений и т.п.).
Спокойные занятия (1,5-3 года)
Вышли буквы погулять...
Няням, знакомым с различными методиками раннего развития, а именно – способами обучения чтению – возможно, и не пригодится сегодняшняя информация. Тем же, кто только начинает работать с малышами, или озабочен недостаточным развитием речи своего подопечного, она будет полезной.
В последние годы психологи все чаще возражают против раннего обучения детей чтению. И часто эта точка зрения принимается педагогами и родителями, вот только выводы из нее делаются порой неверные – раз не стоит до поры до времени учить читать, буквы малышу тоже не показывают.
А напрасно. Выучить алфавит полезно как раз рано. Это нужно не для того, чтобы к 2 годам научить малыша читать, а для того, чтобы графическое изображение буквы и звук, который она обозначает, хорошо запомнились и связались между собой. Чтобы в начальной школе не возникло путаницы между буквами "г" и "к" и все буквы автоматически писались в ту сторону, в которую нужно, и не были бы зеркально перевернуты. С другой стороны, ребенок, знающий буквы, – в том случае, если все остальные функции головного мозга развиваются правильно и своевременно, – в возрасте 5-6 лет начинает читать сам. Точно так же, как при правильном развитии в 2 года начинает говорить.
Вот самый простой способ выучить буквы с малышом.
- На всем пространстве квартиры на уровне глаз ребенка развешиваем по одной буквы алфавита. Буквы должны быть правильной формы, высотой приблизительно 8-10 см, без сопровождающей картинки или слова, начинающегося с этой буквы. Можно воспользоваться готовыми карточками, можно изготовить их самостоятельно – напечатать с помощью компьютера или нарисовать от руки. Хорошо, если гласные будут окрашены в красно-оранжевые цвета, согласные – в сине-зелено-фиолетовые. Развешенные по дому буквы – это в первую очередь напоминание взрослому: оказавшись около буквы, надо обратить на нее внимание малыша и четко ее произнести.
- Через некоторое время вы поймете, что в основном малыш запомнил эти значки. Следующим этапом будут разнообразные задания: "покажи букву А", "подойди к букве П". Такие просьбы можно включать в игры или бытовые мероприятия. Так, если одежду, приготовленную к гулянию, разложить рядом с буквами, трудностей с одеванием, скорее всего, не возникнет даже у заядлых "нехочух".
- Когда буквы хорошо уложатся в сознании малыша, их можно собрать все вместе в виде магнитной азбуки на холодильнике (или пенополиуретановой – на стене в ванной). Теперь игры-задания будут направлены на то, чтобы малыш нашел среди этой кучи букв нужную. Вы же можете строить из них паровозики-слова.
- Не спешите спрашивать у малыша, что это за буква. Делать это нужно только тогда, когда вы точно уверены, что ребенок не просто знает букву, но и может ее назвать.
В противном случае (если кроха не может выговорить нужный звук) вы ставите перед ним невыполнимую задачу, и он может просто отказаться дальше играть. Трудности, возникающие с называнием той или иной буквы, могут также означать, что с малышом стоит позаниматься соответствующими артикуляционными упражнениями.
Подвижные игры (3-5 лет)
Мяч об стенку
Наступающее лето предоставляет детям больше свободы, а от воспитателя требует большей изобретательности по части подвижных игр. Если в вашем распоряжении (на даче, в парке, во дворе) есть стена без стекол, возле нее можно с пользой провести немало времени.
- Для начала ребенку этого возраста стоит потренироваться хотя бы так бросать мяч (большой – двумя руками, из-за головы или держа перед собой, немножко снизу; маленький – одной рукой), чтобы он об стенку просто ударился. Важно: мяч должен быть прыгучим. Следующий этап – попадание в цель: рисуем на стене мишень, бросаем и считаем заработанные очки (кольца мишени можно пометить цифрами 1, 2, 3 и т.п. – вот и тренировка в счете!). Если детей несколько, можно и посоревноваться в меткости. А вскоре можно будет и баскетбольное кольцо повесить!
- Бросаем и ловим – тоже задача не из легких. Начинать лучше с довольно большого мяча, действовать двумя руками. Натренировавшись, можно поиграть так: на том месте, с которого малыш точно может бросить и поймать мяч, проводится черта, а позади нее – еще несколько, на расстоянии маленького шага ребенка. Удачно бросив и поймав, не сходя с места, он отходит на следующую черту, и так до тех пор, пока не ошибется. Развивать навык можно, уменьшая диаметр мяча, играя вдвоем: один кидает в стену, другой ловит отскочивший мяч.
- Освоившись со стенкой и мячом, разнообразим движения:
- бросаем, хлопаем сколько-то раз в ладоши, ловим;
- бросаем, поворачиваемся вокруг своей оси, ловим;
- бросаем, перепрыгиваем через отскочивший мяч, его ловит тот, кто стоит сзади (это может быть командной игрой).
Психология (5-8 лет)
И это все о нем
О детях, которые неважно учатся, плохо ладят со сверстниками, часто говорят: "у них низкая самооценка". Что же это такое и почему оценка себя, восприятие себя, отношение к себе способны так сильно отражаться на жизни человека? Все дело в том, что положительное отношение к себе – основа психологического выживания личности. От того, насколько твердо ребенок знает о том, что он хороший, что его любят, что он может справляться с какими-то посильными делами, зависит и его успешность в общении, и даже здоровье.
Когда же возникают эти знания о себе и откуда они берутся? Оказывается, происходит это в самом раннем детстве. Более того, представления малыша о себе полностью зависят от того, каким видят его самые близкие взрослые, как они относятся к нему и обращаются с ним. Если ребенка понимают и принимают, терпимо относятся к его промахам, он вырастает с положительным отношением к себе. Если же малыша чаще критикуют и муштруют, самооценка рискует оказаться заниженной. Ребенок в этом процессе выстраивания представления о себе играет не пассивную роль – он постоянно требует подтверждения своей "хорошести", признания его успехов. В самом раннем детстве эти подтверждения обычно раздаются щедрой рукой – младенец, особенно первенец, как правило, бывает любим и взлелеян. Для более старших детей поддержкой их самооценки становится участие взрослых в их играх, какие-то совместные занятия; благодарность близких за оказанную помощь; преобладание положительных оценок их действий над отрицательными отзывами. А вот наказание ребенок чаще всего воспринимает как сообщение "Ты плохой!", критику ошибок – "Ты не можешь!", а если взрослый долго не проявляет к малышу внимания, тот считывает – "Мне до тебя нет дела".
Итак, любому воспитателю стоит помнить, что каждым повседневным обращением к ребенку – словом, делом, интонацией, жестом, нахмуренными бровями и даже молчанием – мы сообщаем ему не только о себе и своем состоянии, но всегда и о нем, а часто – в основном о нем.
Использованы материалы книг Ю.Гиппенрейтер "Общаться с ребенком. Как?" издательства "Росмэн", сайта "Наш ребенок".
[Методические материалы]