Опасная домашняя химия, безопасная рвота и первые прописи
Продолжаем разбираться в средствах ухода за домашними вещами – не все они одинаково безопасны, оказывается. Не повредит нашей няне также побольше знать об острых болезненных состояниях детей – когда достаточно просто врача, а когда нужна «скорая»? А те из вас, кто воспитывает дошкольников и младших школьников, узнают, как помочь малышу полюбить процессы чтения и письма.
Домоводство (1,5-3 года)
Изучаем этикетку
В прошлый раз мы познакомили нянь, которым приходится участвовать в ведении домашнего хозяйства, с нюансами выбора стиральных порошков. Сегодня расскажем о том, как некоторые ингредиенты современной бытовой химии могут отрицательно влиять на здоровье. Если выбор чистящих-моющих средств остается за няней или не определен жестко работодателем, в ваших силах хотя бы немного улучшить атмосферу, в которой вы работаете, - ведь по данным Управления по охране окружающей среды США, опасные и токсичные концентрации химических веществ от 2 до 5 раз выше внутри обычного дома, чем за его пределами. Итак, каких веществ лучше избегать?
Хлор. Является причиной заболеваний сердечно-сосудистой системы, способствует возникновению атеросклероза, анемии, гипертонии, аллергических реакций. Хлор разрушает белки, отрицательно влияет на кожу и волосы, повышает риск заболевания раком. Сегодня нет необходимости держать дома источник хлора, ведь существуют эффективные формулы без него. В частности, выпускаются средства для чистки туалета, содержащие органические кислоты.
Анионные ПАВ (не более 2-5%). Еще они обозначаются А-ПАВ. Это самые агрессивные из поверхностно-активных веществ. Они вызывают нарушения иммунитета, аллергию, могут поражать мозг, печень, почки, легкие, разрушая живые клетки. Самое плохое, что ПАВ способны накапливаться в органах, и способствуют этому фосфаты (см. далее).
Фосфаты. Наличие фосфатных добавок в порошках приводит к значительному усилению токсических свойств А-ПАВ. Фосфаты способствуют накоплению этих веществ в волокнах тканей, из которых изготовлена одежда, усиливают проникновение ПАВ через кожу и приводят к усиленному обезжириванию кожных покровов и даже нарушению свойств крови. Сильнее всего удерживают А-ПАВ шерстяные, полушерстяные и хлопковые ткани.
Но этим вредное действие фосфатов не исчерпывается - они представляют собой большую угрозу для окружающей среды.
На Западе уже более 20 лет назад отказались от применения порошков, содержащих фосфатные добавки. Взамен фосфатов в стиральные порошки вводят экологически безопасные вещества - цеолиты. Используют их уже около четверти века. Опыт показал их преимущества и подтвердил безвредность.
Фталаты. Эти вещества нужны, чтобы удерживать запахи. Ведь большинство современной моющей и чистящей продукции ароматизируется для того, чтобы перебить неприятный запах "основы". Фталатов особенно должны избегать беременные, кормящие матери и все женщины, планирующие забеременеть. Есть данные о риске внутриутробного развития пороков половой сферы, а также у детей, которых кормят грудью, при накоплении в организме матери фталатов.
Оптические отбеливатели. Это химикаты, обладающие светоотражающим эффектом, благодаря чему выстиранная одежда выглядит чище, чем есть на самом деле. Оптические отбеливатели не выполаскиваются с тканей и оказывают постоянное химическое воздействие на кожу.
Здоровье (3-5 лет)
Ребенка тошнит. Это серьезно?
В прошлый раз мы вспомнили правила первой помощи при отравлении. О том, как выпаивать малыша в случае рвоты и поноса, говорили примерно год назад. Сегодня расскажем о том, что может означать тошнота и рвота, начавшаяся у малыша. В каком случае надо вызывать "скорую помощь", а когда будет достаточно обычного визита доктора?
При кишечных инфекциях тошноте и рвоте обычно сопутствует изменение поведения ребенка, боли в животе, жидкий стул, повышение температуры. Рвотные массы могут содержать остатки непереваренной пищи, слизь, что указывает на воспалительный процесс в желудочно-кишечном тракте.
После употребления недоброкачественной пищи, которая, перевариваясь, выделяет токсины, может наступить интоксикация организма. Сначала появляется тошнота и рвота, через несколько часов присоединяется жидкий стул, но обычно не водянистый, с небольшим количеством слизи. При тяжелом течении заболевания у детей возможно развитие токсикоинфекционного шока (требует незамедлительной врачебной помощи). Как и при кишечных инфекциях, высока вероятность развития обезвоживания организма из-за упорной рвоты и повышения температуры.
При острых инфекционных заболеваниях (ОРВИ, бронхит, пневмония и др.), которые не связаны с непосредственным поражением желудочно-кишечного тракта, также возможны тошнота и рвота - особенно в случае тяжелого течения заболевания. Рвота редко носит упорный характер и чаще бывает одно-, двукратной. Инфекционные заболевания всегда сопровождаются другими симптомами: лихорадкой, насморком, кашлем, болью в горле и т.п.
При таких заболеваниях центральной нервной системы, как менингит (воспаление оболочки головного мозга) и энцефалит (воспаление мозгового вещества), тошнота и рвота могут быть одними из начальных симптомов. Рвота носит упорный характер, не приносит облегчения (то есть остается тошнота). Отмечается выраженное нарушение общего состояния: ребенок вял, мало двигается, аппетит отсутствует, он плаксив. Кроме этого отмечается высокая температура 39-40°С.
Также часто сопровождаются тошнотой и рвотой заболевания желудочно-кишечного тракта неинфекционной природы. Острый гастрит (воспаление слизистой желудка) у детей раннего возраста проявляется тошнотой и многократной рвотой съеденной пищей, иногда с примесью желчи, обычно не сразу после кормления. При попадании инородного тела в желудочно-кишечный тракт ребенка рвота чаще возникает при проглатывании предмета достаточно крупного размера и фиксировании его на уровне пищевода. Рвота возникает спустя несколько минут после проглатывания, содержит непереваренную пищу, нередко большое количество слизи, иногда алую кровь. Ребенок беспокойный, может наблюдаться расстройство дыхания, обильное слюнотечение.
Многократная рвота с жалобами на боли в животе возможна также при остром аппендиците, кишечной инвагинации (внедрение одного участка кишки в другой, в результате чего нарушается работа кишечника), перитоните (воспаление брюшины).
Вызывать ли врача? В случае, если на фоне одно-двукратной рвоты (она может сопровождаться жидким стулом), малыш хорошо пьет жидкость, общее состояние не ухудшается, ребенок спокоен, достаточно пригласить на дом педиатра.
"Скорую помощь" вызывайте в следующих ситуациях:
- повторная рвота или рвота, сочетающаяся с другими симптомами (повышение температуры, жидкий стул) при отказе ребенка от питья;
- рвота в сочетании с болями в животе, длящимися более часа, особенно при задержке стула и газов. Необходимо исключить хирургическую патологию;
- прогрессивное ухудшение состояния - вялость, апатия (ребенок может все время хотеть спать), редкое мочеиспускание, появление судорог, длительная лихорадка, которая не поддается лечению.
Занятия (5-8 лет)
Печатными буквами
Для обучения детей чтению, письму, поддержания интереса к изучению букв педагог Ольга Теплякова (ее книги для родителей и воспитателей выходят в издательстве "Росмэн") предлагает как можно раньше ввести в игры с ребенком всевозможные надписи. Это могут быть слова, написанные на картонных карточках любого размера и цвета - важно лишь писать все буквы в слове одним цветом (ярким фломастером). Или подписи к рисункам ребенка - сделанные также печатными буквами прямо на листе или на карточках, прикрепленных к нему.
Вот занятия, с помощью которых можно поддержать желание малыша учиться читать и писать.
Поздравительная открытка. Возьмите лист плотной бумаги или картона и согните его пополам. Придумайте подходящий к случаю сюжет: открытка может поздравлять кого-то из близких с днем рождения или с предстоящим Новым годом. Пусть слева на внутренней стороне согнутого листа ребенок нарисует картинку, а справа вы вместе напишете текст поздравления.
Это можно сделать по-разному. Сначала придумайте текст. Затем вы можете написать его печатными буквами на черновике, чтобы малышу осталось переписать его в открытку. А можете - написать сами на открытке простым карандашом и предложить ребенку обвести буквы фломастером. Можно не писать текст, а наклеивать полоски бумаги с уже написанными словами. Пока вы или ребенок пишете, обязательно проговаривайте вслух каждое слово. Когда надпись будет готова, прочитайте ее вместе с ребенком, проводя пальцем по строчкам.
Можно писать не открытки, а записки. Они могут быть адресованы кому угодно - папе, бабушке, приятелю и т.д. Начать лучше с простых фраз, например: "Папа, обед готов!" Полезно писать записки и для малыша - они могут содержать просьбы, напоминания, просто теплые слова в его адрес. Кстати, детские психологи считают записки хорошим средством для установления бесконфликтной и сознательной дисциплины.
Рабочая тетрадь. Возьмите школьную тетрадку в клетку. Надпишите ее вместе с малышом.
Обычно рабочая тетрадь включает в себя несколько видов занятий по развитию навыков чтения и письма. Тут могут быть рисунки - обычно графические, состоящие из контуров предметов, которые ребенок может обвести.
В тетради можно записывать рассказы ребенка. При этом есть множество способов: вы можете сами записать рассказ под диктовку ребенка, а потом предложить ему обвести слова; или малыш сам, но с вашей помощью запишет отдельные фразы или весь рассказ. Кстати, рассказом может послужить все что угодно: воспоминания малыша, его рассуждения, любимое стихотворение, песенка, шутка и т.д. В рабочей тетради можно написать письмо Деду Морозу (а потом переписать и отослать).
В рабочих тетрадях мы можем крупным шрифтом писать слова и затем обводить буквы в этих словах (сначала в кружок, а затем по контуру каждой буквы). Обводка букв в словах способствует их запоминанию и позволяет увидеть состав слова. При обводке ребенок застрахован от ошибки написать слово или букву неверно и сразу запоминает правильное написание.
Такие тетради могут сопровождать ребенка все дошкольное детство - одна сменяет другую. По сути, они становятся первыми прописями - начиная с обводки букв и заканчивая собственным написанием рассказов. При этом каждая ваша тетрадь будет отличаться от предыдущей и от тетрадей других малышей.
Использованы материалы книги О.Н.Тепляковой и О.Л. Козловой "Практическая энциклопедия развивающих игр" издательства "Росмэн", журнала "Мама и малыш", сайта "Наш ребенок"
[Методические материалы]