Бассейн для годовалого, книжка для двухлетнего и шашлык для шестилетки
Содержание:
- Окружающий мир (9 месяцев - 1,5 года)
- Изобразительное творчество (1,5-3 года)
- Психология (3-5 лет)
- Домоводство (5-8 лет)
Предупреждаем сразу - если какие-то из предлагаемых сегодня занятий вы, няня, сочтете слишком рискованными или не принятыми в семье ваших работодателей, обсудите это с родителями ребенка прежде, чем начинать действовать. Если же нет возражений - тогда удачи вам и вашим подопечным в освоении водной стихии, книжной премудрости и тонкостей психологической науки. Тем более что времени, скажем по секрету, осталось не так уж много: лето, начавшееся так стремительно и так жарко, похоже, собирается заканчиваться...
Окружающий мир (9 месяцев - 1,5 года)
Такая разная вода
Осваивать водное пространство и его законы на даче - одно удовольствие. Для ребенка этого возраста вполне достаточно детской ванночки или тазика, установленного на газоне. В жаркие дни играть с малышом можно и в надувном бассейне, налитом буквально на 10-15 см. Предлагаемые игры рассчитаны на малышей, умеющих ходить, но и совсем крошкам они помогут развить наблюдательность и интерес к миру.
Переливаем. Как по-разному льется водичка из маленькой лейки, широкой миски или небольшого кувшинчика! Набрать водичку в емкость и с шумом выплеснуть обратно - целая задача для годовалого. Обратите внимание крохи на что, что чем выше "водопад", тем громче он "шумит". Для более умелого малыша можно использовать в игре кувшинчик и стаканчики, пластиковую бутылку и маленькую воронку и показать, как переливать воду из одной емкости в другую.
Тонет - не тонет. Эту игру многие дети "изобретают" самостоятельно, кидая в предоставленный им тазик самые разные предметы и игрушки. Хорошо, если среди них окажутся:
- простые деревянные палочки и брусочки;
- камешки разной величины;
- тряпочка, губка, кусочки бумаги или картона, ненужный ботинок;
- резиновые и пластмассовые игрушки, формочки, мячики;
- металлическая ложка или совочек, чашка из небьющегося стекла, маленькая открытая пластиковая бутылка.
Ребенок может почти бесконечно наблюдать, погружаются ли они в воду или плавают на поверхности. Покажите малышу, как можно вылавливать предметы - руками, ложкой-поварешкой, сачком или легким дуршлагом с длинной ручкой. Время от времени комментируйте происходящее: "Смотри, ты бросил в воду камешек - он утонул. А мячик не тонет. А вот мисочка. Она плавала, пока в нее не налилась вода. Теперь она тоже на дне!" Крохе этого возраста достаточно пока собственных действий и наблюдений, малышу постарше можно предложить сгруппировать предметы - в одну сторону те, которые тонут, в другую - "непотопляемые". С вашей помощью говорящий малыш может назвать предметы, которые не тонут, тонут или тонут после намокания.
Вода принимает форму. Продемонстрируйте малышу, как вода принимает форму разных предметов, если ее налить в надувной шарик, резиновую перчатку, полиэтиленовый мешок. Малыш, уже тренировавшийся в переливании, сможет с вашей помощью и сам наполнить эти емкости с помощью пластикового стаканчика.
Внимание: организуя игры с водой, будьте бдительны, не оставляйте малыша одного. Самостоятельность полезна ребенку, но ее должны сопровождать обучение безопасному поведению и контроль с вашей стороны.
Изобразительное творчество (1,5-3 года)
Книжка-пестушка
В сегодняшнем выпуске мы закончим изготовление книжки-пестушки, придуманной режиссером и педагогом Марией Бархатновой. Нам осталось доделать лишь две страницы - шестую и седьмую, но это не значит, что вы не можете и дальше создавать вместе с малышом и его мамой эту чудесную книжку. Вероятно, вам в голову придут идеи еще для многих и многих страниц, и у малыша появится опыт совместного рукоделия (вырезания, приклеивания, сортировки, рисования). "Читая" эту книжку и играя с ней, малыш повысит свою самооценку, разовьет фантазию.
Страница шестая - "Ой, как смешно!". Нарисуйте или вырежьте из старых журналов знакомых ребенку животных, птиц в действии. Например: пасущиеся на лугу коровы, летящая в небе ворона... Задавайте по картинкам явно неверные вопросы: "Это собаки едят травку на лугу? Это Ваня летит под облаками?" Смешные глупости разовьют логику мышления, внимание ребенка, да и просто повеселят кроху.
Страница седьмая - "Семья, которая тебя очень любит". Большая семейная фотография пусть заполнит все пространство последней страницы. Называя членов семьи поименно, обязательно расскажите коротенькую персональную историю о каждом. Уверьте малыша, что все родные сильно-пресильно любят его как самого маленького и самого главного члена большой и дружной семьи. Если героев на фотографии много, можно посмотреть на них через увеличительное стекло. Игра окажется исключительно увлекательной из-за чудесного превращения маленьких людей в гигантов.
Психология (3-5 лет)
Чувства взрослых
По советам психолога Юлии Гиппенрейтер, мы стараемся активно слушать ребенка, когда он испытывает эмоциональные трудности - сердится, капризничает, расстраивается из-за неудач. Но взрослые в общении с маленькими детьми и сами нередко подвержены отрицательным переживаниям. Как быть им? Поговорим о тех случаях, когда ребенок вполне спокоен, а вот взрослого, в нашем случае - няню, его поведение сильно задевает. Ну, предположим, ваш воспитанник, несмотря на предварительные договоренности, на прогулке опять направляет игрушечное ружье на прохожих и "стреляет" из него.
Главное правило, которого стоит здесь придерживаться: не держать свои сильные чувства при себе, не подавлять их, а сообщить ребенку о тех отрицательных переживаниях, которые он у вас вызывает. Причем сообщить надо от первого лица - сказать о том, что вы чувствуете, а не о том, как ведет себя малыш. В психологии подобные высказывания принято называть "Я-сообщениями" - ведь в них обязательно присутствуют личные местоимения "я", "меня", "мне". В предложенном нами примере фраза няни может звучать так: "Мне неприятно гулять, вздрагивая от выстрелов, и очень стыдно перед прохожими". Чем же это лучше привычного: "Перестань стрелять!" или "Как тебе не стыдно, мы же договаривались!" (такие фразы можно назвать "Ты-сообщениями")?
- "Я-сообщение" позволяет вам выразить свои чувства, не обижая ребенка, в то время как "Ты-сообщение" - это всегда критика или обвинение, на которые ребенку хочется ответить своим "выпадом" против воспитателя. А выражать свои чувства взрослым необходимо - в противном случае раздражение накапливается, а дети прекрасно и без слов видят, в каком расположении духа мы находимся, и обмануть здесь никого не удастся.
- Выражение своих чувств позволяет детям лучше узнать взрослых, понять, что эти большие, сильные и почти всемогущие люди тоже могут расстраиваться и негодовать.
- Дети учатся у близких взрослых искренности и открытости в выражении своих чувств, даже постепенно сами переходят на "Я-сообщения". Взрослым становится легче узнавать о потребностях детей, общение приобретает более конструктивный характер.
- Высказывая свое чувство без выговора и приказа, мы оставляем за детьми право выбора - как поступить. И они по собственной воле начинают учитывать желания взрослых!
Однако этому типу реагирования на поступки ребенка, как и активному слушанию, тоже приходится учиться - сами собой на язык все время лезут привычные фразы, которые как минимум не добавляют теплоты в наши отношения с детьми. Итак, каких ошибок надо избегать при построении "Я-сообщений"?
- Иногда, начав фразу правильно, ее так и хочется закончить "Ты-сообщением", например: "Меня раздражает, когда ты вот так хнычешь!" Правильно будет сказать: "Меня раздражает, когда дети хнычут". Не забывайте использовать обобщающие слова, безличные предложения.
- Важно выразить чувства истинной силы - так, в случае драки двух детей, которая приводит вас в ужас, фраза "Мне не нравится, когда дети дерутся" не передаст ваших эмоций в полной мере. Да, нужные слова порой трудно подобрать, но если вы уже практикуете активное слушание вашего воспитанника, вам будет легче.
Домоводство (5-8 лет)
И у нас шашлык!
На даче, где вы проводите время со своим воспитанником, предстоит детский праздник. Что ж, самое время проявить как знания привычек малышей, так и кулинарное мастерство!
Общеизвестно - дети не едят салатов, большинство из них вполне равнодушны к шашлыку, а сладкие газированные напитки им, мягко говоря, неполезны. При этом малыши на воздухе целый день, и чем-то накормить их надо. Вот несколько блюд, которые помогут поддержать атмосферу праздника и не потребуют утомительного "сидения за столом".
Все на шпажках. Крошечные бутербродики "на один укус" могут содержать все что угодно - но лучше не более 3-4 составляющих. Продукты, нарезанные нетолстыми кусочками размером 2х2 см, скрепляются пластиковыми шпажками или даже деревянными зубочистками. Варианты:
- кружочек свежего огурца; "гармошка" из ломтика ветчины, смазанного сливочным сыром; кружочек редиса;
- твердый сыр; "гармошка" из листа зеленого салата; ломтик помидора; кусочек ветчины;
- сыр; "гармошка" из лаваша, смазанного томатным соусом; кружочек малосольного огурца; кусочек отварного мяса.
То же самое можно сделать из фруктов и ягод - как свежих, так и консервированных. Хорошие сочетания: ананас-вишня, ананас-груша, персик-малина, персик-клубника.
Все-таки шашлык? Тогда приготовьте курицу. Свежие куриные грудки нарежьте плоскими кусочками поперек волокон и укладывайте в кастрюлю для маринования, обильно поливая каждый слой мяса лимонным соком (лимон разрезается пополам и отжимается), посыпая специями по вкусу и солью. Оставьте на ночь в прохладном месте, а часа за 2-3 до приготовления попробуйте курицу на соль, досолите, если нужно, и залейте нежирной сметаной или кефиром, хорошо перемешав. Жарить удобнее на решетке, это занимает считанные минуты.
Все-таки торт? Печь ничего не придется - тем более что на даче редко есть для этого возможность. На 8-10 порций торта вам понадобятся: готовые бисквитные коржи 3 шт.; 500 г густой сметаны; 2-3 ст. л. сахарной пудры; сочные, лучше кислые фрукты или ягоды (апельсины, киви, вишни, клубника) - всего около 1 кг. Один корж мелко раскрошите руками, смешайте со сметаной и сахарной пудрой до однородного состояния. На нижний корж сплошным слоем выложите ягоды и фрукты, порезанные тонкими дольками. Залейте половиной сметанной массы. Накройте вторым коржом, смажьте его остатками сметанной массы, сверху красиво выложите фрукты - чем больше, тем лучше. Торт пропитывается буквально за несколько часов, храните его в холодильнике.
Использованы материалы журналов "Мама и малыш", "Наш малыш", книги Ю.Гиппенрейтер "Общаться с ребенком. Как?".
[Методические материалы]