Содержание:
С каждым годом все большую популярность приобретает классификация людей по ведущему каналу восприятия и передачи информации, существующая в нейро-лингвистическом программировании. Согласно этой теории, все мы подразделяемся на три типа: зрители, слушатели, деятели. Специалисты НЛП считают, что это необходимо учитывать любому, кто берется чему-то научить ребенка или взрослого. Соответственно, владеть этой информацией просто необходимо родителям, которые ищут не просто няню, а наставницу своему ребенку. В свою очередь, знание правильного подхода к малышу может здорово облегчить работу няни или гувернантки.
Разумеется, если он еще кроха, то определить его тип сложно, да и ни к чему пока. Ведь перед няней, присматривающей за грудничком, стоят задачи прежде всего бережного ухода. Кстати, эту функцию лучше всего выполняют няни-деятели (см. описание ниже).
Но вот малыш подрос, он уже стремится к общению и активному познанию мира. Значит, пора задуматься над тем, в какой форме он лучше всего усвоит развивающую информацию.
Дети этого типа ориентированы на зрительные образы. Лучше всего они понимают и запоминают то, что можно охватить зрением.
Вот основные черты юного зрителя.
Чувствительность к любой визуальной информации. Ребенок замечает даже незначительные изменения обстановки. "Кто трогал мою лошадку?" - совершенно нормальный вопрос для зрителя. Эти дети хорошо ориентируются на местности. Их завораживают яркие цвета и четкие линии.
Обратная сторона этой чувствительности - неприязнь к определенным цветам или формам. Еще совсем кроха может отказаться носить какую-то одежду, потому что она не соответствует его представлениям о красоте.
Пристрастие к знакам. Дети с интересом изучают любые обозначения. Им интересны буквы, карты, схемы, дорожные знаки. Им приятно понимать, что все эти знаки имеют смысл, нравится познавать этот смысл.
Эти малыши любят рисовать, играть в настольные игры, смотреть картинки. Они любят конструкторы.
Их конек - хорошая зрительная память, поэтому они, как правило, грамотно пишут (т.к. запоминают графический облик слова). С интересом занимаются математикой и логикой.
Их проблемы. Юным зрителям нелегко даются подвижные игры, они не умеют отстаивать себя в коллективе с помощью кулаков. Эти дети достаточно скованны, им сложна артистическая деятельность.
Как их учить. Большую часть информации лучше подавать, задействуя зрительный канал. Рассказ должен сопровождаться иллюстрацией, описанием или картой. Желательно давать возможность выражать себя в рисунке и письме - дети ценят материальное "подтверждение" деятельности и успеха.
Слушатели лучше всего воспринимают то, что проходит через аудиальный канал. То есть они чувствуют себя как рыба в воде в мире звуков, мелодий.
Каковы же основные черты слушателя?
Чувствительность к любой звуковой информации. С одной стороны, ребенок легко запоминает мелодии и может, как в популярной несколько лет назад телеигре, "угадать эту песню с трех нот". С другой стороны, неприятные звуки вызывают агрессию. Резкие голоса, шум приводят к стрессу.
Купание в звуках. Случается, что единственный способ отвязаться от маленького слушателя - это включить диск с какой-нибудь оперой или симфонией. Юные слушатели (если не портить их вкус) отдают предпочтение классической музыке.
Слушатели сопровождают любую деятельность активным звукоподражанием. У них легковая и грузовая машина будут урчать и бибикать по-разному. В ролевых играх эти дети непременно меняют голоса, подстраиваясь под своих игрушечных актеров.
Ребенок-слушатель хорошо "читает" голоса, обмануть его - большая проблема.
Это дети-балаболки. Они очень разговорчивы сами и требуют общения от других.
Их конек - пение, артистическая деятельность, музыка. Они изобретательны, полны фантазии и творческих замыслов. Отменно усваивают иностранные языки, если попадают в языковую среду.
Их проблемы. Юным слушателям нелегко обучаться по классической системе. Чтение они лучше всего осваивают по Зайцеву. А еще они прекрасно умеют манипулировать взрослыми с помощью утонченного нытья.
Как их учить. Информацию желательно подавать, задействуя аудиальный канал. Рассказ должен быть прочитан эмоционально, с выражением. Дети любят аудиосказки: звуковое сопровождение в форме музыкального отрывка, закадровые шумы - все это помогает им запомнить материал. Этих малышей надо хвалить с огромным чувством: "Ах! Какой ты молодец!"
Это подвижные малыши, у которых активен кинестетический канал. То есть они получают и передают информацию через движение и касание.
Вот основные черты юного деятеля.
Чувствительность к любой кинестетической информации. Ребенок очень активен физически, непоседлив, нередко драчун. Он выражает свою симпатию или антипатию с помощью дружеских касаний или же кулаков. Легко отвечает обидчикам.
Он не может быть без дела: если его все-таки заставят стоять или сидеть, то он найдет какое-нибудь занятие, например, будет крутить в руках карандаш, отбивать ногой чечетку и т.п.
Это общительные дети, которые теребят родителей в прямом смысле слова. Чтобы привлечь внимание, они будут тянуть вас за руку вместо слов.
Пристрастие к движению. Ребенок интересуется спортом и танцами. Он неожиданно для взрослых умело копирует манеры героев фильма, выражает эмоции через подвижные ролевые игры. Может заворожено смотреть на спортивные соревнования и сам смело берется за неизведанный ранее снаряд.
Их конек - спорт и общение. Душа компании, изобретатель игр, не боящийся честного состязания. Ручной труд, основанный на придании формы материалу (лепка и т.п.)
Их проблемы. Юным деятелям сложно контролировать свой темперамент. Неусидчивая натура может раздражать воспитателей, да и родителей. Они - практики. Их сложно заинтересовать учебой, если она не связана с осязаемым результатом.
Как их учить. Лучше всего они обучаются в форме проекта, т.е. обучение идет с конца. Мы заявляем, что хотим сделать, и начинаем изучать то, что для этого необходимо. Информацию нужно подавать через движение и тактильные ощущения, педагог должен наглядно показывать, как замерзла птичка, и что домик был во-о-о-от такой высокий. Деятеля не нужно стеснять в движении во время занятий.
Попадая в новую семью, прежде всего, осматривает вас и дом, выясняя, где что находится.
Ребенка она также изучает визуально, внимательно вглядываясь в его лицо.
В ее речи встречаются слова: видите ли; я вижу это так; надо присмотреться друг к другу; это (некрасиво и т.п.) выглядит и т.п.
Обычно она сторонница раннего интеллектуального развития ребенка. Тождественному малышу она передаст любовь к чтению, математике, конструированию. Ребенку-слушателю няня может показаться нечуткой, деятелю - строгой.
Попадая в новый дом, пытается вычислить местонахождение ребенка на слух.
Хорошо интонирует свою речь и чутко реагирует на нотки в вашем голосе.
В ее речи встречаются слова: ой, кто это там топает; очень важно слышать друг друга; это (нелепо, хорошо и т.п.) звучит; как вы слышали… и т.п.
Эта няня - творческий человек. Тождественный малыш выучит массу стихов и сказок, завороженный ее чтением; они вместе будут с удовольствием играть на музыкальном инструменте. Но ребенку-визуалу няня будет казаться слишком непредсказуемой, а деятелю - неуклюжей и неспособной его дисциплинировать.
Изначально производит впечатление энергичного человека.
С ребенком быстро устанавливает телесный контакт: гладит по голове, дает подарок, сажает на колени.
В ее речи встречаются слова: не могу отделаться от ощущения; я понимаю, что вы чувствуете; о! как у вас (холодно, тепло, светло…); какое уютное/удобное кресло и т.п.
Она обожает подвижные игры. Ребенок-деятель будет рад, что кто-то поддерживает его бурную энергию. Однако ребенку-слушателю покажется, что она на него слишком "давит", а визуал может заявить, что ему скучно и няня… не умеет играть - ведь она не может поддержать шахматную партию.
Итак, лучше всего человек усваивает ту информацию, которая поступает по его ведущему каналу. Соответственно, с няней своего типа малышу будет проще найти общий язык, и именно она быстрее и успешнее сможет обучать его. Тождественный педагог обычно доволен воспитанником, поскольку он для него предсказуем и понятен.
Разумеется, общение с людьми другого типа ребенку также необходимо для общего развития, но обучаться у них он будет медленнее, тратя энергию на "внутренний перевод с одного языка на другой". Например, няня-визуал будет подсознательно склонять ребенка к чтению и настольным играм, привлекать его внимание к зрительным образам. Малышу другого типа это будет неинтересно, а няне будет сложно уследить за непоседливым деятелем или же оценить стремление слушателя узнать, как поют разные птицы.
Однако если вы заметили, что няня и ваш ребенок не тождественны, это вовсе не значит, что надо срочно искать другого наставника. Во-первых, профессиональные педагоги прекрасно разбираются в развивающих методиках и умеют подстраиваться под детей разных типов. Во-вторых, общаясь с няней "другого" типа ребенок расширяет свой кругозор и учится налаживать контакт с разными людьми. Так что если работа няни (а скорее, гувернантки) не сводится к обучению, то не стоит зацикливаться на этой типологии.
Анна Бабина
Больше узнать о зрителях, слушателях и деятелях, их обучении и развитии, вы можете здесь: