Содержание:
Давайте задумаемся о том, какое место займет няня в вашей семейной системе. Изменится ли с ее приходом что-то в процессе воспитания ребенка? И что вообще означает для вас воспитание? Поразмышляв на эту тему (возможно, даже вместе с психологом), вы поможете своему малышу стать психологически благополучным человеком и самодостаточной личностью.
К сожалению, традиции русской дворянской культуры, где рядом с детьми присутствовали няни, гувернантки, домашние учителя, сегодня почти утрачены. Но если дать себе труд заглянуть, скажем, в «Детские годы Багрова-внука» С. Т. Аксакова или «Другие берега» В.Набокова, становится очевидным, что главными воспитателями в семье, моральным авторитетом, мерилом всех ценностей всегда были родители, а в первые годы жизни ребенка «правильность» мира для него определяла мать.
И этому есть очень простое объяснение. Расти и становиться личностью маленький ребенок может, только идентифицируя себя со взрослым. С тем взрослым, который физически ближе всего к нему — как правило, с мамой. Малыш «лепит» себя по маме и папе, как по образцу, отражается в их реакциях, как в зеркале. Разве могли родители-дворяне позволить себе, чтобы их ребенок стал «психологической копией» крепостной няни или гувернера-француза?
Говорят: нет воспитания, есть «рассол», в котором ребенок «засаливается». Если мы хотим вырастить ребенка полноценным членом семьи, ее психологическим наследником, нам просто надо с ним быть достаточное время.
До трех лет (а в идеале — до семи) физическая и эмоциональная доступность обоих родителей ребенку необходима, при этом маме хорошо бы быть рядом значительную часть времени бодрствования малыша. «Минимально достаточное время» для дошкольника — не менее 3 часов бодрствования в день вместе с присутствующей и доступной мамой.
Итак, взращивание, воспитание человека, который способен быть счастливым, требует очень пристального внимания со стороны родителей. Услуги няни хороши только в добавление к маминой любви и родительскому присутствию. Чем же грозит иное развитие событий?
Если мама осознанно или неосознаваемо, в силу обстоятельств или особенностей характера от роли главного человека, ответственного за ребенка, отказывается, эмоционально передоверяет ребенка няне, даже самой лучшей, — есть огромный риск возникновения у малыша глубинных психологических проблем. Быстро или медленно, но они так или иначе проявятся в поведении ребенка, в уровне его самооценки, в развитии психосоматических заболеваний.
Психологи, помогающие в подборе домашнего персонала, отмечают: порой няню берут, чтобы малышом не заниматься. Себе, чаще всего, в этом не признаются, но нанимают профессионала, который воспитает ребенка в соответствии с теми или иными методиками и стандартами.
Такие дети могут выглядеть спокойными, самодостаточными. Они рано начинают говорить, общительны, активно играют с другими детьми и впечатление производят очень хорошее. Но внутри у них куча проблем. Почему? Потому что ребенку от няни ничего не нужно. И няня к ребенку эмоционально ничего не имеет, она с ним только физически, деньги зарабатывает. В сущности, ей безразлично, каким он вырастет. Они друг другу — чужие.
И тут спокойствие ребенка — не благополучие, это как субфебрильная температура, говорящая: что-то не в порядке с организмом. Потому что не может ребенок-дошкольник все время вести себя хорошо. Это ненормально. Он либо напуган отсутствием мамы, либо понимает, что с няней бесполезно показывать свой характер, эмоции.
И вот он вырастает — с ощущением эмоциональной неудовлетворенности, «никому не нужности», нелюбимости. Вырастает с внутренним конфликтом и огромными претензиями к родителям, сколь бы прекрасна ни была его няня.
Такой человек может превратиться в невоздерженного потребителя, который в детстве не добрал родительской любви и присутствия и «добирает» во взрослом состоянии чем-то другим: избыточным употреблением алкоголя или перееданием, бесконечными покупками ненужных вещей, развлечениями, сменой «любовей»...
Конечно же, при любой степени «включенности» мамы в жизнь ребенка няня для него должна быть человеком небезразличным. Няня, присутствующая физически, но эмоционально отстраненная, просто опасна для ребенка раннего возраста и дошкольника, эмоциональность которого только формируется.
Вот почему принципиальный момент при выборе няни для малыша до 3 лет — есть у нее дети или нет. Есть няни «с образованием», есть те, что прошли курсы. Но мой опыт показывает, что не рожавшие женщины ребенка до трех лет не чувствуют и чувствовать не могут. Никакое образование, никакой объем педагогического опыта тут не спасет. То есть первое условие — детность, включенность собственных материнских инстинктов. Исключения могут составить няни — молодые женщины, которым пришлось растить собственных братьев или сестер. Но таких сейчас мало, потому что мало больших семей.
Встречается и вариант, когда няня эмоционально действительно заменяет маму. Она свой, родной человек, нередко ближе, чем бабушка.
Такое срастание с человеком, не являющимся членом семьи, — опасное дело... Ведь когда такая няня уходит из семьи — это травма для ребенка. Малыш не в состоянии понять, что человек, который его любит, может уйти. Он вообще не понимает, что няня приходит на работу, что она не родственник, что мама платит няне деньги.
Ребенку кажется, что няня с ним — живет. И будет рядом с ним всегда, так же, как и все остальные домашние.
Во избежание травмы разрыва с человеком, к которому привык как к родному, надо с самого начала называть все своими именами. Есть родственники, которые ими и являются всю жизнь и даже после нее. А есть работники, помощники, которые появляются по мере необходимости и перестают приходить, когда нужда в них отпадает или обстоятельства жизни семьи меняются. Работникам платят деньги — каждую неделю или дважды в месяц.
Совсем маленькому ребенку нужно показывать фотографии его родственников, с малышом постарше — составлять и обсуждать родовое семейное древо, чтобы он знал историю семьи и понимал, что такое кровное родство. Особенно стоит акцентировать внимание ребенка на том, что няни на этом дереве нет.
При появлении в семье няни надо даже совсем крохе, который толком и не говорит, рассказать не только о том, как зовут эту тетю, но и про то, как долго она собирается пробыть в доме.
Хорошо, если уже начав работать, няня приносит и показывает ребенку фотографии своей семьи: «Вот это мой муж, мои дети, вот тут я живу. Ты вырастешь, и я уже не буду к тебе приходить, буду других деток воспитывать». Это нужно, чтобы ребенок сразу все понимал правильно.
Два слова о противоположной крайности. В последнее время часто слышу: нечего, мол, особенно уж выбирать-то няню, надо попробовать — и все станет ясно. Однако имейте в виду: если няни меняются часто (от раза в неделю до раза в 3 месяца) — потому что вы подбираете методом проб (и ошибок), или вам никто не нравится, или не можете сойтись характерами — это очень неполезно для ребенка.
Получается, что няня поработает немного и уходит — а дети плохо переносят появление и бесследное исчезновение новых взрослых. Ведь с каждым надо построить свои взаимоотношения, а это дело энергоемкое. А если только привык — и няня пропала, и так не один раз, то ребенок может разучиться верить в людей, психологически закроется.
Так что прежде чем приводить няню к ребенку, стоит хорошо к ней приглядеться, ибо тут на карту поставлена стабильность психики малыша.
Разговор о месте няни в семье невозможен без обсуждения темы дистанции между работодателем и работником.
Нарушение психологической дистанции в сторону недопустимого ее сокращения при общении с ребенком и с семьей в целом — к сожалению, типичная проблема современной няни, особенно няни среднего возраста с педагогическим образованием.
Такая няня смотрит на хозяйку, а видит довольно молодую особу — и не соблюдает психологическую дистанцию: может начать давать советы, «учить жизни» и т.п. Бывает, что некорректное поведение няни идет дальше, она как бы посягает на права мамы, сокращая психологическое расстояние между собой и ребенком. Я наблюдала множество семей, в которых мама была просто подавлена педагогическим мастерством, жизненным опытом или масштабами личности няни.
Главная сложность при таком раскладе сил в том, что мама, находясь в подобной ситуации, не видит, что няня не дает ей чувствовать себя полноправным хозяином положения. Няня знает, как лучше; няня знает, как сделать так, чтобы ребенок не кричал (хорошо кушал, быстро засыпал и т.п.). И в итоге просто задавливает своей компетенцией. Проще говоря, ведет себя как бабушка, замещающая или вытесняющая родителей.
Другой вариант нарушения дистанции — когда няня настолько не умеет обращаться с детьми или настолько боится потерять работу, что разрешает ребенку фактически все. Правда, культивирование вседозволенности в отношении ребенка часто бывает и требованием родителей — не понимающих, что таким способом легче всего вырастить самодура.
Если профессиональную няню поставят перед фактом: наказывать ребенка будут папа или мама, а воспитывать будет она — вряд ли такая няня согласится работать в этой семье, и будет права. Ведь взрослый, находящийся значительное время с ребенком-дошкольником, должен уметь ограничивать его, говорить не только «можно», но и «нельзя». Няня, которая ничего не запрещает и оказывается у ребенка во власти, не может ни на что повлиять, попустительство и вседозволенность становятся стилем воспитания. А ребенок оказывается в противоестественной для своего возраста ситуации, и у него не исключены расстройства агрессивного или тревожного порядка.
Еще раз сошлемся на семейный уклад русского дворянства: чем выше было положение семьи, тем строже воспитывали в ней детей. (Сегодня подобное можно наблюдать, пожалуй, в Великобритании, где наиболее сильна приверженность традициям.) Относится эта воспитательная установка и к родителям, и к наемным помощникам. Умение проявить к ребенку спокойную строгость и разумную твердость считается одним из важнейших рабочих качеств няни.