Так получилось, что словом "няня" мы обозначаем и человека, ухаживающего за грудничком, и частного воспитателя для трехлетки, и соседку, приводящую нашего школьника домой и потом доставляющую его на занятия спортом или танцами. В кадровых агентствах принята своя классификация (няня, няня-воспитатель, гувернантка), но она пока не очень прижилась - в основном, из-за большой разницы в цене на услуги этих специалистов.
Однако соответствие квалификации воспитателя возрасту и потребностям ребенка, а также запросам семьи - вещь немаловажная. Так, внимательные мамы в какой-то момент замечают, что малыш "перерос" няню, нуждается в большем разнообразии занятий, в других подходах (или другом воспитателе?). Может ли один и тот же человек и ухаживать за ребенком, и учить его? А в каком-то случае, возможно, лучше вообще обойтись без няни? На наиболее распространенные вопросы об организации "воспитательного процесса" мы попросили ответить Екатерину Асонову, кандидата педагогических наук, преподавателя курса "Гувернерское дело", маму двоих детей.
"Как поговорить с няней о своем недовольстве ее методами воспитания, чтобы не обидеть? Дочка подросла (1 год 6 мес.), нуждается уже не только в уходе, но и в том, чтобы с ней играли, обучали чему-то полезному, отвлекали от одних занятий и переключали на другие... Мне кажется, наша няня этого не понимает. Как построить разговор, чтобы дело не закончилось "разводом" - няня у нас давно, в остальном мы ею довольны...".
Попробуйте использовать такой прием общения, при котором вы попытаетесь донести нужную информацию до слушателя, говоря, казалось бы, о другом. Начните обсуждать не ошибки няни, а поведение ребенка.
Констатируйте, что дочка подросла, у нее теперь больше возможностей для познания мира, для развития. Побудите няню высказаться на ту же тему: какие изменения она заметила в девочке и т.п.
Выскажите пожелание: ребенку в этом возрасте требуются некоторые изменения в распорядке дня, занятий, и вам бы очень хотелось, чтобы няня, которую девочка так любит... Вы считаете, что в жизни ребенка надо бы что-то менять, и это непросто, но кто с этим справится, если не любимая няня... Может быть, она согласится приучать девочку к самостоятельности (за столом, при пользовании горшком, при одевании)? Как няне кажется - наверное, с малышкой уже можно больше читать (рисовать, лепить, разговаривать на какие-то темы, играть в какие-то игры и т.п.)?
Если няня выскажется положительно, предложите вместе прикинуть приблизительную программку развития (подробнее о планировании деятельности няни см. здесь). Сколько читать, сколько гулять, какое поведение поощрять (и как), а какое нет и т.п. (включите сюда все ваши запросы-пожелания-требования относительно режима и времяпрепровождения).
Итак, любое свое недовольство можно попробовать облечь в позитивную форму, хотя разговор-то все равно не из легких. Но обозначение (написание) и последующее выполнение программки позволяет напомнить, кто кому деньги платит. Если же няня не считает нужным следовать вашим указаниям (особая подготовка, квалификация для занятий с ребенком такого возраста не требуется - все это под силу и родителям), то "развод" неминуем, так как ваши интересы и интересы ребенка - намного важнее, чем добрые отношения с данной доброй женщиной.
"Похоже, наш 4-летний сын "перерос" свою няню. Теперь ему нужен больше педагог (воспитатель), человек, способный мотивировать на занятия (мальчик занимается в детском центре), контролировать ситуации "возрастных" кризисов, помогать разрешать конфликты с ровесниками, научить управлять своими эмоциями и пр. При этом ребенку еще часто нужна и физическая помощь (одеться-раздеться, сходить в поликлинику, обеспечить уход во время болезни). Правильно ли я понимаю, что нам нужно искать гувернантку? Какие профессиональные требования предъявлять при поиске такого специалиста?
Действительно, под словом "гувернантка" скрывается не просто няня, а няня с образованием, способная обучить малыша. Чему? Например, хорошим манерам, иностранному языку, азам чтения и математики и т.д. Иными словами, тому, чему родители пожелают. Вот это и есть ключевой момент: поиск квалифицированного специалиста нужно начинать с определения собственных желаний и стремлений.
Возьмите лист бумаги и запишите на нем все, чему, по вашему мнению, должен научиться малыш за предстоящий год; в каком уходе он нуждается; какие особенности ребенка могут определять специфику обучения (черты характера, особенности развития, хронические заболевания и т.д.).
Таким образом, у вас получится что-то похожее на программу действий для гувернера. Вот с этой бумагой и приступайте к переговорам. Внимательно слушайте, что отвечает вам потенциальный воспитатель, как относится к вашим пожеланиям: конструктивно обсуждает или старается сразу навязать свою позицию, обещает все исполнить или внимательно относится к тому, что вы рассказываете о ребенке.
Несколько слов о профессиональной подготовке гувернера. Конечно, наличие педагогического (психологического) образования - это очень хорошо. Не менее важно наличие опыта индивидуальной работы с ребенком, способность искать нестандартные решения и подходы к воспитанию. Умения ухаживать за ребенком входят в компетенцию педагога дошкольного образования, т.е. человек, получивший такое образование, должен быть готов и ухаживать, и помогать, и постепенно прививать навыки самостоятельности (а не требовать их сразу).
Заранее трудно определить, возникнет ли между конкретным ребенком и конкретным взрослым необходимый контакт. Поэтому сначала попробуйте прислушаться к своей интуиции и постарайтесь "сыграть" своего малыша во время переговоров, чтобы предположить, как он отнесется к этой тете. А потом вам останется только наблюдать и делать выводы. Отсутствие контакта можно определить по тому, что ребенок с появлением нового воспитателя стал более тревожным, раздражительным или замкнутым. Лучше в таком случае отношения с гувернером прекратить.
"Практически с рождения сына у нас была няня - помогала мне ухаживать за малышом и по хозяйству. К сожалению, она больше не может работать у нас. Я озадачилась поиском новой няни - и задумалась: кого мне приглашать? Воспитательницу для сына (ему 1 год 2 месяца), с которым уже можно и нужно много чем заниматься? Но я слышала, что в этом возрасте важнее всего для ребенка общение именно с родителями... Помощницу по хозяйству? В идеале нужна просто вторая пара рук - чтобы погулять с ребенком, когда у меня срочные дела, или ненадолго отпустить меня из дома...".
Если у вас появились мысли о том, как дальше устроить вашу с малышом жизнь, а решение пришло - самой заниматься с ним, не приглашая для этого специального человека - так тому и быть. Дело в том, что в родительской педагогике самое важное - слушаться своего сердца. И если в вас такой вариант - на первом месте общение с малышом - сам собой родился, значит для вашего крохи это именно то, что нужно.
Вы привыкли иметь человека "на подхвате" - хорошо, такого и ищите. Назвать ее можно и няней, и помощницей - главное, сразу и очень подробно определить объемы занятости и обязанности. Например: раз в неделю уборка во время вашей прогулки с ребенком; два раза в неделю она сама гуляет с малышом в определенном вами месте; три раза в неделю глажка, мелкий ремонт вещей, приготовление еды... Понятно, что у каждого в подобной ситуации будет свой вариант, но он обязательно должен быть предельно конкретным - особенно потому, что набор обязанностей может оказаться нетипичным как для няни, так и для домработницы.
Кстати, если нанятый вами человек установит хороший контакт с ребенком, возможно, сможет и играть с ним, и заниматься чем-то, одобренным вами. Но главным воспитателем - и по времени, и по содержанию - все равно останетесь вы.
При этом не беспокойтесь о своей компетентности: уверяю вас, до трехлетнего возраста малыша никакие специальные знания маме не нужны. Главное - обеспечить достойный уход и максимум внимания, которые будут выражаться в интересных и обязательных ежедневных играх и прогулках. А для этого достаточно к ребеночку получше присматриваться и прислушиваться - и многое из того, что ему нужно для развития, он будет подсказывать маме сам. "Предложит" изучить кухонный скарб или познакомиться с азами приготовления каши, обязательно вдоволь помешать папе в его мужских занятиях, а также исследовать все возможные и доступные материалы и материи (от грязной лужи до пуговиц и гороха). Задача родителей - создать условия, при которых эти "игры не в игры" будут возможны: будет не страшно испачкаться, потому что мама вовремя переоденет; будет интересно, потому что взрослые понимают всю важность проводимого крохой научного исследования на кухне; будет редко звучать слово "нельзя", а часто - "давай вместе" и "смотри, как интересно", "какой ты молодец!".
Помогут вам в этом родительские периодические издания и сайты (к примеру, "Наш ребенок"), где можно натолкнуться на очень интересные идеи и задумки. Очень неплохие книги выходят в серии "Семейная педагогика" ярославского издательства "Академия развития". Можно найти подходящий для вас детский клуб или родительский центр, где можно пообщаться с другими мамами (кстати, малыш там тоже может пообщаться). Но самые главные ваши руководители и помощники - это ваш родительский здравый смысл и родительская любовь. А вот если после 2,5-3 лет вам покажется, что требуется что-то еще, то можно будет поискать того, кто квалифицированно займется с ребенком рисованием, лепкой, спортом (ритмикой или плаванием), может, и еще чем-то, хотя "чем-то еще" - пока лишнее.
Екатерина Асонова
Всего статей - 5
Всего статей - 5