Бегаем "паровозиком", устраняем непослушание и готовим коктейли
Содержание:
- Спокойные занятия (9 месяцев – 1,5 года)
- Подвижные игры (1,5-3 года)
- Психология (3-5 лет)
- Домоводство (5-8 лет)
Сегодня нашей няне предстоит побыть и сказочным Колобком, и неутомимым Паровозиком, катающим друзей малыша по детской площадке. А еще немножко психологом, разбирающимся в причинах непослушания воспитанника, и даже... барменом. Да-да, впереди лето, школьный и детсадовский год подходит к концу, и это стоит отпраздновать!
Спокойные занятия (9 месяцев – 1,5 года)
Почитаем-поиграем
Если изо дня в день малыш просит вас читать ему одну и ту же книжку, это очень хорошо – просто наберитесь терпения и читайте, подробнейшим образом рассматривая картинки. Ребенок полутора лет может показать на картинке не только дедку и репку, но и мышку, и мышкин хвостик, и собачкины глазки. Будет очень хорошо, если он будет это делать указательным пальчиком правой руки, точно попадая в мелкие детали картинки.
Старайтесь также, чтобы как можно раньше малыш помогал вам читать стихи, произнося последнее слово в строчке. Начнете вы с коротких стихотворений Маршака и Барто, постепенно доберетесь до длинных стихотворных сказок Чуковского и Пушкина. Ориентируйтесь на сюжеты и картинки, которые вам нравились в собственном детстве. Фон картинки должен быть светлым, иллюстрация должна быть выраженной по деталям формы и цветовому решению. Легко можно отказаться от сиюминутных брендовых сюжетов ("Смешарики", "Лунтик" и др.) – в детстве хорошо бы читать ребенку литературу, которую в детстве читали вам и которую он будет в дальнейшем читать своим детям и внукам. Ориентиром качества текста, картинки и их сочетания могут служить книги Сутеева.
Помимо ежедневного чтения знакомых и любимых книг необходимо еще и так называемое активное чтение. Это новая для ребенка книжка с новым сюжетом, соответствующая возрасту малыша по объему, так как это чтение не может занимать больше 5-10 минут. Она появляется в ваших руках примерно раз в неделю. Читать ее нужно очень медленно, выразительно, параллельно рассматривая картинку, поясняя новые слова, показывая на картинке незнакомые предметы. Если есть такая возможность и необходимость (для детей гиперактивных) – с соответствующей игрушкой в руках. То есть читая сказку "Колобок", вы берете в руки колобка, и он "переворачивает" странички книжки. Для всех детей полезнее этим заниматься в первой половине дня, а для детей эмоциональных, активно реагирующих на сюжет, это жесткое правило.
Говоря об игрушках, "помогающих" читать книги, хочется упомянуть о кукольных театрах. Это могут быть готовые куклы – пальчиковый (тряпичный или деревянный) набор персонажей известной сказки или куклы на руку би-ба-бо (они тоже продаются как по отдельности, так и наборами). Легко изготовить самодельных пальчиковых куколок: свернуть и склеить рулончики или кулечки из цветной бумаги, пририсовав им рожицы; обернуть пальцы лоскутками, а рожицы нарисовать прямо на подушечках пальцев; несколькими стежками сделать "лица" у трикотажных "пальчиков", отрезанных со старых перчаток. Кроме того, в вашем домашнем многообразии игрушек – плюшевых, резиновых и т.п. наверняка найдется персонаж из книжки – зайчик, лягушка и т.п.
Подвижные игры (1,5-3 года)
Вдвоем и в коллективе
Беспроигрышный вариант для прогулки со своим воспитанником в компании других детей и их мам, бабушек или нянь – ритмичные подвижные игры, сопровождающиеся стишком или песенкой. Каждая из приводимых сегодня игр имеет как "домашний" вариант, в котором задействуются любимые игрушки ребенка, так и "выходной", когда в число участников попадают другие дети и взрослые. Полезно сначала разучить игры с малышом дома, а затем "выносить" их на детскую площадку.
Мыши. Этот фольклорный сюжет знаком многим:
Мыши водят хоровод,
На лежанке дремлет кот,
Тише, мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите.
Вот проснется Васька-кот,
Разобьет ваш хоровод!
Сначала просто возьмите малыша за руку и походите по комнате в такт песенке. А теперь посадите в разных местах комнаты 2-3 крупные игрушки. Это будут "мыши", а вам предстоит исполнить роль "кота". На последних словах песенки начните ловить "мышей" – побегите к мышке, дотроньтесь до нее и скажите: "Мяу!". Не забудьте, что малыш – тоже "мышка" и его тоже надо поймать. Делайте это деликатно, чтобы не напугать ребенка.
В компании игра может представлять собой хоровод, который на последних словах песенки разбегается, а водящий стремится осалить "мышку", сказав "Мяу!".
Сапожки. Взрослые и дети выстраиваются "паровозиком" и повторяют стишок в такт шагам (цвет сапожек выбирается произвольно, произносимое имя – имя "ведущего" паровозик ребенка):
По дорожке идут
Синие сапожки.
А в сапожках бегут
Настенькины ножки.
Топ-топ, топ-топ,
Синие сапожки!
Топ-топ, топ-топ,
Настенькины ножки!
С окончанием стишка ведущий переходит в конец "паровозика", а ведет его теперь ребенок или взрослый, оказавшийся первым. Чтобы паровозик не останавливался, цвета сапожек хорошо бы придумать заранее. Игра заканчивается, когда каждый побывал впереди паровозика. Самых маленьких участников можно взять на руки и читать стишок за них.
Дома можно использовать крупные игрушки (кукол, зверей) и подставлять их имена в стишок. Если дома есть кто-то из взрослых (папа, бабушка), пригласите их в свой "паровозик" хоть на минуту – малыш будет счастлив!
Два веселых гуся. Эта игра на координацию и расслабление идет под известную песенку. Хорошо, если до разучивания игры вы рассмотрите с малышом соответствующую книжку (страничку в книге), назовете персонажей и их цвет. Итак, выходим на середину комнаты (если участников много – встаем в круг), напеваем и повторяем движения.
Жили у бабуси
Два веселых гуся,
Один серый (широкий взмах правой рукой)
Другой белый (взмах левой рукой)
Два веселых гуся! (взмах обеими руками)
Мыли гуси лапки (наклоняемся, руки свободно опущены вниз)
В луже у канавки (покачиваем руками в такт словам)
Один серый, другой белый (взмахи руками соответственно вправо и влево)
Спрятались в канавке (складываем руки домиком над головой).
"Ой, – кричит бабуся, –
Ой, пропали гуси (руки в стороны и вверх)
Один серый, другой белый (взмахи руками вправо и влево)
Гуси мои, гуси". (прикладываем руки к щекам и с сожалением качаем головой)
Выходили гуси (шагаем на месте, высоко поднимая ноги)
Кланялись бабусе (поклон всем корпусом)
Один серый, другой белый (взмахи руками вправо и влево)
Кланялись бабусе (поклон всем корпусом)
Психология (3-5 лет)
Непослушание и наказание. Как разорвать порочный круг
В прошлый раз мы говорили о том, что непослушание ребенка очень часто говорит о какой-то его проблеме, и выявить эту проблему можно, если прислушаться к собственным чувствам, возникающим в момент "неповиновения". Да-да, взрослый, воспитатель – это почти всегда "зеркало" скрытых эмоциональных трудностей ребенка. Но для того чтобы что-то увидеть в этом "зеркале", надо вовремя остановиться и постараться разорвать порочный круг "непослушание – наказание".
Вот малыш в очередной раз проигнорировал вашу просьбу. Вы раздражены. С языка уже готовы сорваться привычные слова: "Если ты не будешь слушаться, то я..." Стоп. Для исправления создавшейся ситуации самое главное – не реагировать привычным образом, т.е. так, как ожидает ребенок. "Здесь и сейчас" можно или проигнорировать непослушание, или резко переключить внимание ребенка на что-то другое. А внутри себя важно запомнить эмоцию, которая возникла в ответ на непослушание. И исходя из этого строить ваше дальнейшее общение.
Итак, ваше раздражение говорит о том, что малышу не хватает вашего положительного внимания. Постарайтесь в спокойные минуты, когда никто никуда не спешит и ни на кого не сердится, больше играть и заниматься с ребенком, отвечать на его вопросы, жить его интересами. Проявления раздражающего вас поведения можно в этот период просто игнорировать и, скорее всего, они быстро сойдут на нет.
Испытанный воспитателем гнев – свидетельство того, что ребенок усиленно борется за свою самостоятельность и необходимо ослабить контроль над ним. На практике это может вылиться в следующее. Поначалу старайтесь воздерживаться от требований, которые ребенок, скорее всего, не выполнит. Вместо этого можно попробовать поддержать собственное решение ребенка, но договориться с ним о деталях его выполнения. Попробуйте ввести в вашу жизнь какие-то новые дела, в которых малыш сожжет проявить самостоятельность. Выдвигая какие-то требования, помните: лучше всего усваивается та модель поведения, решение о которой ребенок принял самостоятельно (хотя, возможно, и с вашей мягкой подачи).
Обида воспитателя – признак боли, которую испытывает малыш. Чем-то, вольно или невольно, вы обидели его самого, и предстоит внутренняя работа по обнаружению этого "тонкого места" ваших отношений. Понятно, что в дальнейшем надо постараться "не наступать на те же грабли".
Важно помнить, что когда вы только начинаете менять свое поведение по отношению к ребенку (не реагировать на его "выпады" привычно) – поведение малыша может временно ухудшиться. Стоит выдержать паузу – и нескольких дней или недель будет достаточно, для того чтобы вы почувствовали результат.
Домоводство (5-8 лет)
Приглашаем на коктейль
Детский праздник по окончании учебного (детсадовского) года становится такой же традицией, как и новогодний. Если вам предстоит принять участие в приготовлении к "приему", вы можете внести свою лепту и в меню. Сегодня с помощью автора журнала "Мама и малыш" Ирины Бариновой рассказываем, как приготовить праздничные коктейли.
- Коктейль вишневый. 700 г кипяченого охлажденного молока, 100 г вишневого сиропа, 100 г сливочного мороженого, 100 г взбитых сливок, 50 г сахара. Мороженое, сироп и молоко взбить в миксере или вручную до образования однородной массы, разлить по бокалам. Отдельно взбить сливки с сахаром и ложкой разложить по бокалам.
- Коктейль ассорти. Вам понадобятся по 250 мл абрикосового, яблочного и вишневого сока и 100 г сливочного мороженого. Все компоненты взбейте в блендере.
- Коктейль малиновый. Малиновый сироп – 100 мл, абрикосовый сок – 150 мл, виноградный сок – 150 мл. Все компоненты взбейте в блендере. При желании можно разбавить газированной водой.
Использованы материалы книг Ю.Гиппенрейтер "Общаться с ребенком. Как?", "Практическая энциклопедия развивающих игр" О.Н.Тепляковой и О.Л.Козловой издательства "Росмэн", журнала о маме и ребенке "Мама и малыш", сайта "Наш ребенок".
[Методические материалы]