Игрушки по полочкам, еда по графам и игры по погоде
Содержание:
- Здоровье (9 месяцев - 1,5 года)
- Играем на улице (1,5-3 года)
- Играем дома (3-5 лет)
- Домоводство и воспитание (5-8 лет)
Такая уж работа у няни - приходится подстраиваться. Под привычки семьи. Под характер ребенка. И даже под погоду - не делать же куличики из песка, когда он накрепко смерзся с тонким слоем выпавшего снега? Но кое-что - в интересах малыша - бывает нужно и поменять. Например, устранить беспорядок в детской, заваленной играми и игрушками, в котором и сам хозяин этого всего уже давно потерялся. А вот вести дневник питания малыша надо будет точно так, как скажут.
Здоровье (9 месяцев - 1,5 года)
Дневник питания
Он ведется в тех случаях, когда нужно выявить связь между продуктами, которые малыш получает, и какими-то особенностями его здоровья. Обычно это бывает, если ребенок страдает пищевой аллергией, экссудативным диатезом, какими-то заболеваниями обмена веществ. Конечно, если у ребенка есть дневник питания, вам непременно объяснят, как его заполнять и на что обращать внимание. Мы же лишь коротко познакомим с обычной структурой и смыслом подобных записей.
Форма дневника питания может быть любой. Вот графы, которые важны:
- время приема пищи (включая все перекусы)
- перечень продуктов (если блюдо состоит из многих компонентов, их надо перечислить)
- количество съеденного
- время и характер стула
- особенности состояния здоровья (здесь можно указать внезапно появившийся кашель или насморк, появление или исчезновение кожных высыпаний и т.п.)
- особенности поведения (капризность, плохой сон, необычная возбудимость и т.п.)
Таким образом, при ежедневном ведении записей, уже по прошествии нескольких недель родителям и наблюдающему малыша врачу удается сделать выводы о влиянии диеты на состояние здоровья. Порой удается установить аллерген, "мешающий жить" ребенку, или выясняется истинная причина проблем со стулом, или отслеживается недостаток в рационе какого-либо жизненно важного витамина или микроэлемента. Чем тщательнее ведутся записи, тем обычно лучше результат.
Играем на улице (1,5-3 года)
Грязь и фантазия
Межсезонье - самое тяжелое время для гуляющих с малышами взрослых. Снега еще (или уже) толком нет, а песок, земля и опавшие листья смешались в трудноотмываемую от детской одежды грязь. Да еще и лужи кругом. Как "не задергать" кроху на прогулке? Во что поиграть? Вот несколько идей по сезону.
- Экипировка. Понятно, что на малыше должна быть непромокаемая обувь, а еще лучше - и непромокаемый и легко моющийся полукомбинезон, который надевается поверх одежды и защищает ее от грязи. Сменные варежки или перчатки (чем больше, тем лучше). В руки - лопатку, которой удобно зачерпывать, ведерко и, возможно, грабли на длинной ручке. Еще кстати будет простенький грузовичок с кузовом, в который можно наливать-насыпать все подряд.
- Опыты. Правильно снаряженному ребенку вполне можно дать поэкспериментировать с окружающей действительностью: насыпать снежка в лужу; полить островок снега водой из той же лужи; подцепить лопаткой (это непросто!) и бросить в лужу поглубже палочку, камень, комок земли, смешанной с жухлыми листьями...
- Строительство. Простейшие конструкции - "домики" (приглаженные холмики-кучки из всего, что сгребается лопаткой) и ведущие к ним "дороги" (следы, оставленные лопаткой, которую везут по земле). Но можно соорудить и "мост" - много коротких палочек, уложенных плотно друг к другу, и "запруду" - куча грязи, сваленная около лужи.
На самом деле, после 2 лет малыш уже и сам предложит вам кучу вариантов игр с тем, что под ногами, - вам останется только обозначить ему границы дозволенного (в лужу можно лезть только лопаткой, рукой - нельзя) и не очень переживать, если в творческом или исследовательском порыве он их все-таки нарушит.
Играем дома (3-5 лет)
Что-то круглое
К этому возрасту ребенок обычно уже хорошо различает основные геометрические фигуры, и, например, рассказывая о чем-то, вполне может выразиться так: "А мама мне дала ключ с таким ромбиком синим" (пластмассовая бирка с номером от ячейки в супермаркете). Если же малыш еще путается в сложных фигурах, или, описывая предметы, не использует слова "круглый", "квадратик", "треугольный" и т.п., стоит посвятить этой теме дополнительное время. Вот как это можно сделать.
- Трафареты. Обводить трафареты разной формы на бумаге, затем вырезать получившееся, затем наклеивать - отличная практика: понятие "проходит через руки" малыша, причем не один раз, да еще и полезные навыки ручного труда тренируются. Можно делать работы, посвященные какой-то одной форме (фигуре) - но тогда брать трафареты разного размера. Освоив несколько форм, можно "закрепить пройденное", создав сюжетную аппликацию с использованием их всех - пусть человечек, или домик, или некое транспортное средство состоит из кусочков цветной бумаги разной формы.
- Мозаики. По этому же принципу можно использовать любой развивающий набор, где есть разные геометрические фигуры ("Сложи квадрат", "Геометрический паровозик" и т.п.). В зависимости от того, что легче дается ребенку, начните или со свободной композиции, или с конструирования по образцу. (Поначалу образец для детей этого возраста должен быть в натуральную величину.)
- На что это похоже? Есть специальные настольные игры, в которых изображения геометрической формы и предметов, повторяющих ее, нанесены на карточки, а эти карточки соединяются по принципу пазлов. Но можно обойтись и без специальных средств. Достаточно на любой картинке в книжке попросить ребенка найти круглое, овальное, квадратное и т.п. Так же можно играть в комнате (правда, загадки и ответы на них скоро истощатся) и особенно - в редко посещаемом месте, где приходится чего-то ждать (в поликлинике, в сберкассе, на остановке автобуса и т.п.).
- К Новому году. Если вырезать фигуры и формы из цветного и блестящего картона, а затем склеивать цветными сторонами наружу, внутрь вставляя петельку из ленточки, - получатся яркие самодельные украшения для елки. Правда, плоские. Если же одинаковых деталей будет три и более, их можно сложить пополам каждую и склеивать по кругу попарно, чтобы в конце концов получилась объемная игрушка.
Домоводство и воспитание (5-8 лет)
Игрушки на месте
В обязанности няни-воспитателя, как правило, входит не только поддерживать порядок в вещах малыша, в том числе и игрушках, но и приучать подопечного к самостоятельности. С чего начать, если в доставшемся вам "игрушечном хозяйстве" царит хаос и неразбериха? Сначала придумайте, что и как здесь (в квартире, комнате) удобнее хранить; обязательно посвятите в ваши планы родителей малыша и внесите коррективы соответственно их замечаниям; затем рассортируйте игрушки (лучше это делать без ребенка); затем ознакомьте малыша с новым порядком и время от времени напоминайте о нем - сразу привыкнуть к новому положению вещей ребенку будет сложно.
Итак, что же и как удобнее хранить?
Сразу откажитесь от идеи свалить все игрушки кучей в один ящик. По крайней мере, ящиков (коробок, контейнеров) должно быть несколько: для машинок; для кукол; для игрушек-зверей; для кукольной посуды; для спортивных игрушек и т.п. Каждая коробка или коробочка должна быть подписана или снабжена соответствующей картинкой. Чем больше таких вместилищ, тем удобнее.
Располагать коробки с игрушками или крупные игрушки удобно на этажерках, открытых полках. Для мягких и мелких игрушек хороши тряпочные этажерки (типа Икеа) или самодельные настенные саше. Так, интересно смотрится мешок для игрушек, сшитый из старых тюлевых занавесок с затягивающимся шнурком сверху. Игрушки, хранящиеся в нем, хорошо видны.
Каждую развивающую игру стоит хранить в отдельной коробке. Если игра продавалась без коробки (в пленке или пакете), сделайте ее самостоятельно. То есть приспособьте под эту игру подходящую по размеру коробку. На крышку и на одну из боковых стенок наклейте бумажку с написанным печатными буквами названием. Игры с карточками, фишками и прочими мелкими деталями убирайте сразу же, как закончили играть, даже если потом будете играть еще.
Конструкторы с огромным количеством мелких деталей удобно хранить в прозрачных пластиковых контейнерах с крышками.
Заведите небольшую коробочку, куда вы будете складывать случайно найденные детали игр, фишки или карточки. Раз в неделю вместе с ребенком разбирайте ее - раскладывайте детали по местам. А если ребенку срочно будет нужна какая-то деталь, он будет точно знать, где ее искать.
Чтобы игрушки долго оставались интересными для ребенка, время от времени убирайте часть из них на несколько месяцев на антресоль. Когда вы их достанете, спрячьте несколько других. Каждый раз они будут казаться ребенку новыми.
Обязательно ремонтируйте (желательно вместе с малышом) порванные или сломанные игрушки. Подклеивайте коробки, в которых хранятся настольные игры, Не забывайте выбрасывать совсем вышедшие из строя игрушки и делайте это так, чтобы ребенок не видел, иначе он сильно расстроится.
Если хранение игр и игрушек будет организовано правильно, если ребенку будет удобно с ними самостоятельно управляться, он довольно быстро научится поддерживать среди них порядок.
Использованы материалы сайта "Наш ребенок", сайта Лены Даниловой "Раннее развитие детей"
[Методические материалы]