Капаем в ушки, сортируем игрушки и отправляемся на экскурсию
Содержание:
- Домоводство (9 месяцев - 1,5 года)
- Здоровье (1,5-3 года)
- Играем на улице (3-5 лет)
- Играем дома (5-8 лет)
Почти все, что описано в сегодняшней "копилке", опытная няня знает и делает. Но и она найдет здесь для себя какие-то новые советы и забытые приемы. А няне неопытной полезно будет узнать, что: любой выход из дома может стать экскурсией; уборку за маленьким шкодой можно существенно облегчить; даже обычные игрушки малыша могут стать обучающими пособиями. Итак, за дело!
Домоводство (9 месяцев - 1,5 года)
Тряпки и тряпочки
Ежедневная легкая уборка далеко не всегда входит в обязанности няни, однако она неизбежна с малышом, который только начинает ходить, много времени проводит на полу и еще не очень аккуратно ест. Приступая к работе, уточните: что входит в ваши обязанности; где находится инвентарь для уборки и как им пользоваться; может ли малыш "помогать" вам и в каких видах деятельности (детям полезно видеть взрослых, занятых "взрослыми" делами, и посильно участвовать в этих делах). Перечислим необходимые обычно действия и расскажем, как их облегчить.
Детский стульчик для кормления, стол и пол около него удобно протирать сразу же, пока остатки пищи не присохли. Обычно раз в день приходится протереть полы на кухне. Для этих целей можно использовать как специальные изделия из нетканых материалов, имеющиеся в продаже, так и лоскуты из отслуживших свое вещей, которых немало скапливается в каждом доме. Последние можно использовать как одноразовые: вытер - выбросил. Они же нужны в случае, если ребенок находится дома без подгузника, и на полу оказываются результаты "больших" и "малых" делишек.
Для большой прихожей удобно иметь современную швабру с впитывающей насадкой, функцией отжима и ведро к ней - но только в том случае, если есть, где все это хранить в рабочем состоянии и недоступным для малыша. В маленькой прихожей проще будет протереть полы после вечерней прогулки обычной тряпкой.
Старайтесь не использовать для влажной уборки средства, убивающие микробы, - гели и порошки с хлором и т.п. - за исключением сантехники, конечно. Дело в том, что обеззараживая таким образом дом, мы лишаем ребенка возможности сформировать адекватный иммунитет, столкнуться с необходимым числом микроорганизмов. Кроме того, дети, вокруг которых создают стерильную обстановку, чаще страдают аллергическими заболеваниями. А любые присохшие загрязнения и налеты хорошо оттираются с обычной пищевой содой.
Время от времени приходится оттирать то следы цветного карандаша со стены, то "пальцы" с зеркала? Запаситесь (если этого не водится у хозяйки) специальной тряпочкой с легким абразивным эффектом (можно не использовать чистящих средств), после которой ко всему прочему на стеклах не остается "разводов". Эта же тряпка хороша для пыли - потом ее достаточно просто сполоснуть. Вообще для пыли правильнее использовать шерстяную тряпочку (она притягивает частички пыли), а после уборки не вытряхивать ее, а прополаскивать ее и сушить.
Здоровье (1,5-3 года)
Уши и компрессы
Уход за детьми с отитом обычно складывается из двух частей, и обе они могут выпасть на долю няни: надо проводить лечебные процедуры, облегчая состояние малыша, - и не давать ему концентрироваться на боли разными педагогическими уловками.
Чаще всего при отите врач прописывает ребенку компресс и ушные капли, иногда лекарства назначаются и внутрь.
Как закапать в ухо. Нагрейте пипетку под струей горячей воды. Наберите каплю и капните для начала себе на запястье, чтобы не обжечь малыша. Закапайте в каждое ухо нужное количество капель (обычно 1-2). Удобно, когда голова ребенка лежит у вас на коленях. Промойте пипетку.
Как сделать компресс. В квадрате мягкой ткани (лен, х/б) сделайте вертикальный надрез, смочите ткань жидкостью для компресса (она должна быть теплой, не горячей) и наденьте на ухо ребенка. Сверху положите еще одну тканевую салфетку, затем квадрат кальки или компрессной бумаги. Если компресс согревающий (водка, растительное масло, водка пополам с растительным маслом), сверху кладут "подушечку" из ваты и завязывают косынкой. Если компресс оттягивающий (камфарное масло пополам с разогретым сливочным; смесь из меда-муки-воды в равных пропорциях), то ваты не нужно, а поверх косынки можно надеть шерстяную шапочку или платок. Внимание: если у ребенка начала расти температура, согревающий компресс снимают.
Ушную боль редко удается снять быстро, и малыш будет чувствовать себя лучше за каким-то занятием и непременно рядом с вами. Не заставляйте его лежать (горизонтальное положение обычно усиливает боль), можно удобно устроить ребенка полусидя в подушках. Читайте его любимые книжки, поднимающие настроение; устройте что-то вроде мини-спектакля здесь же, на одеяле. "Артистами" могут быть куклы на руку (бибабо), мелкие игрушки ребенка (куколки, машинки) и просто пальцы вашей руки с нарисованными мордашками. А вот занятия типа рисования, собирания картинок или игры в конструктор могут быть болеющему ребенку не по душе - не настаивайте.
Играем на улице (3-5 лет)
Прогулка и экскурсия
Дети этого возраста активно интересуются миром взрослых, у них появляются сюжетно-ролевые игры (в парикмахера, в магазин), поэтому важно любой поход в общественное место - в сберкассу, на почту, в поликлинику - превратить в подобие маленькой экскурсии. Чем же будет отличаться поведение няни-"экскурсовода" от поведения обычного взрослого, идущего по своим делам и прихватившего с собой ребенка?
- Если взять малыша с собой в магазин или на почту - ваша инициатива, обязательно заранее получите разрешение родителей ребенка. Если они против - возможно, согласятся на знакомство ребенка под вашим присмотром с ближайшей детской библиотекой или музеем.
- Собираясь выходить из дома, расскажите ребенку о том, куда вы идете, для чего это нужно, как называются люди, работающие в этом месте, что вы будете там делать. Например, в ситуации с почтой: "Твоей маме пришла посылка с книгами. Она лежит на почте, ее туда привезли на поезде, а потом на машине из другого города. Посылка тяжелая, поэтому почтальон не мог сам принести ее нам. Работник почты выдаст нам посылку, а я распишусь, что получила ее. Еще на почте можно отправлять письма, подписываться на газеты и журналы, покупать конверты и открытки. Мы с тобой тоже выберем открытки к Новому году". Ответьте на вопросы малыша.
- На "экскурсии" дайте ребенку осмотреться (в преддверии Нового года это будут соответственно украшенные интерьеры, дети любят обращать на это внимание). Старайтесь комментировать свои действия и действия работающего с вами персонала. По возможности дайте малышу поучаствовать "в процессе" - получить в свои руки посылку, передать мастеру обувь для починки и т.п.
- Освободившись, немного понаблюдайте за работой служащих: как прибивают набойки в обувной мастерской; взвешивают овощи в магазине; упаковывают посылку на почте. Ответьте на вопросы ребенка.
- Пусть малыш расскажет домашним о том, куда он с вами ходил и что там видел. Хорошо, если ребенок сам начнет рассказ, но можно стимулировать его наводящими вопросами.
- Во время "экскурсии" избегайте большого скопления людей, очередей и т.п. Лучше прийти в другой раз.
Играем дома (5-8 лет)
Нужное и лишнее
Для успешного обучения в школе ребенку полезно хорошо разбираться во всевозможных признаках предметов, уметь обобщать их в группы, выделять лишнее. Покажем, как научить делать это и перейти от реальных предметов и картинок к понятиям.
- Один из первых опытов сортировки предметов по признакам дети получают, раскладывая по местам игрушки: вот здесь у нас деревянный конструктор, здесь пластмассовые кубики ЛЕГО, эта коробка для машин, а эта - для кукольной посуды. Время от времени вы можете сами организовать игру. Для начала выберите 4-5 предметов по одному признаку (цвет, или материал изготовления, или форма и т.п.) и добавьте 1-2 предмета для контраста. Скажем, красные кубик, деталь от конструктора, машинка, фишка от настольной игры и пара игрушек другого цвета. Малыш должен убрать лишнее, объединить предметы в группу и объяснить, почему он это сделал. Постепенно, по мере совершенствования навыка, добавляйте предметов - так, чтобы их можно было разделить на две группы или вообще рассортировать несколько раз - по разным признакам. То же самое можно делать с любыми вещами: магнитами на холодильнике (выбери только круглые, или одного какого-то цвета, или с глазками и т.п.), предметами одежды, карточками от лото, знакомыми книжками…
- Изготовьте простое пособие: вырежьте из цветной бумаги квадраты, треугольники и круги трех размеров и трех разных цветов, всего получится 27 фигур. Выложив на стол сначала 4-5 фигур, а потом и больше, действуйте так же, как и с игрушками: попросите убрать лишнее и объяснить, что общего у оставшихся фигур. Это будет или цвет, или размер, или форма. Сначала малыш будет выполнять задание вручную, а потом просите его просто объяснить, что нужно сделать. Если ребенок выполняет задание любой сложности, добавляйте новые фигуры (овал, прямоугольник, ромб и т.п.) и новые цвета.
- На этом этапе можно уже играть и в речевые игры "Что лишне?". Начинайте с перечисления 4 предметов (например: стул, стол, шкаф, шапка). Малыш должен определить лишнее на слух и дать обобщающее слово для оставшейся группы (мебель). Не усложняйте игру раньше времени и каждый раз старайтесь закончить, пока еще сохраняется интерес - пусть это доставляет ребенку удовольствие и он сам вспоминает о том, чтобы поиграть еще!
Использованы материалы сайта Лены Даниловой "Раннее развитие детей", журнала "Аистенок".
[Методические материалы]