Неотложная помощь, грамотная стирка и необычные прятки
Продолжаем помогать опытным и начинающим няням растить своих подопечных. Ведь даже профессиональный педагог может не помнить, как действовать в случае отравления малыша чем-то ядовитым. А профессиональный медик - не знать, как тренировать у 3-4-летки навыки устойчивого внимания. Нюансы состава стиральных порошков знакомы, пожалуй, разве что профессиональным химикам - а таких среди нянь точно меньшинство… Так что пополним наши знания.
Здоровье (1,5-3 года)
Первая помощь ребенку при отравлении
О том, как действовать в случае рвоты и поноса, вызванных кишечной инфекцией, мы рассказывали в одном из прошлых выпусков. Сегодня речь пойдет об отравлениях лекарствами и другими химическими веществами, которым больше всего подвержены дети до 3 лет. Итак, как действовать в случае, если ребенок проглотил какие-то таблетки, глотнул нечто, содержащее спирт, кислоту, щелочь или нефтепродукты?
- Вызовите "скорую помощь".
- Если ребенок в сознании, успокойте его и попытайтесь вызвать рвоту. Внимание: нельзя вызывать рвоту при проглатывании кислот, щелочей, бензина, скипидара, фенола и других веществ, повреждающих слизистые оболочки, а также пенящихся жидкостей! Токсичное вещество на "обратном пути" вновь может обжечь слизистые и даже попасть в органы дыхания. Если рвота возникла самопроизвольно, уложите пострадавшего к себе на колени лицом вниз, чтобы предупредить вдыхание химических веществ из рвотных масс.
- После рвоты дайте ребенку выпить взвесь активированного угля: полстакана воды комнатной температуры с 5 измельченными таблетками (для детей до 3 лет). Это необходимо для уменьшения концентрации токсического вещества в желудке. Если рвоту вызвать не удалось, ребенку (при сохраненном акте глотания) нужно обязательно дать выпить раствор адсорбента (лекарственные средства, которые поглощают поверхностным слоем вещества и газы). Для детей раннего возраста в качестве адсорбента подойдут ПОЛИФЕПАН (1-2 г), активированный уголь (5-6 таблеток), СМЕКТА (1 пакетик), ЭНТЕРОСГЕЛЬ (2 чайные ложки), растворенные в 0,5 стакана питьевой воды.
- Если ребенок находится в бессознательном состоянии, положите малыша на бок так, чтобы видеть его лицо. При возникновении спонтанной рвоты следите за тем, чтобы рвотные массы не попали в дыхательные пути.
- Дождавшись "скорой", сообщите врачам, сколько времени прошло с момента отравления, что и в каком количестве проглотил ребенок, что вы успели сделать до приезда бригады.
Занятия с детьми 3-5 лет
Будь внимателен!
Часто детям этого возраста бывает трудно сосредоточиться на каком-то определенном занятии, довести начатое дело до конца. Как правило, эта возрастная особенность - следствие неумения управлять своим вниманием. Для тренировки этого важного навыка, который так скоро пригодится в школьном обучении, предлагаем вам игры, в которых задача сосредоточиться, удержать внимание, не отвлекаться является главной, определяющей успех детской игры на внимательность.
Прятки с игрушками.
Выберите интересную для ребенка не слишком крупную игрушку (куклу, мишку, собачку и пр.) и немного поиграйте с ней. Расскажите малышу, что эта игрушка, например зайчик, очень любит прятаться. Попросите ребенка отойти в угол комнаты, закрыть глаза и не открывать их, пока вы не скажете "Пора!". Пока малыш водит, вы ставите игрушку на какое-нибудь видное, но непривычное место в комнате. Например, среди других игрушек, или на полку стеллажа, или на подоконник. Затем вы говорите "Пора!" и предлагаете ребенку найти зайчика.
Если малыш ищет игрушку слишком долго, можно помочь ему словами "холодно" и "горячо" - по мере приближения к спрятанному зайчику становится все теплее. Можно изменить условия игры: игрушка прячется "по-настоящему", то есть ее не видно, а разыскивает ее малыш под вашим руководством - с помощью все тех же "холодно" и "горячо".
Волшебный столик.
Для игры понадобится детский столик и несколько (5-8) игрушек средних размеров. Это могут быть куклы, фигурки животных, машинки, самолетики, кубики, шарики, кукольная мебель, посуда и пр. Перед игрой нужно расположить эти игрушки на столике так, чтобы они изображали какую-либо сценку из кукольной жизни. Например, мишка спит на кроватке, кукла сидит в центре стола, и на коленях у нее шарик.
Вместе с ребенком вы рассматриваете и обсуждаете эту сценку, задавая ему наводящие вопросы: "Что делает мишка? Что в руках у куклы?" и пр. Трогать игрушки руками при этом нельзя. Когда малыш хорошо рассмотрит эту сценку, попросите его отвернуться или отойти в сторону, а сами в это время поменяйте расположение игрушек на столе. Например, посадите куклу и мишку напротив друг друга, как будто они перекатывают шарик. Потом предложите ребенку вернуться к столику и спросите: "Что здесь изменилось?" Малыш должен ответить, что раньше делали персонажи и что теперь, где они находились раньше и где сейчас. Вы можете заменить куклу, надеть на нее бантик или платочек, можете прибавить или убрать какой-либо предмет и т.д. В содержание сценок можно внести элемент шутки. Чем больше будет предметов и персонажей на столе, тем труднее будет заметить изменения.
Домоводство (5-8 лет)
"Умная" стирка
Ухаживая за детской одеждой, няне, как правило, приходится иметь дело и со стиркой и стиральными порошками. Хорошо, если работодатель подробно объяснил, как пользоваться стиральной машиной и какие средства использовать в тех или иных случаях. Для тех же, кому приходится самостоятельно разбираться в премудростях современной стирки детских вещей, проведем небольшой ликбез.
В стиральных машинах-автоматах используются соответствующие порошки и жидкие средства (назначение их всегда указано на упаковке), и главная причина тому - они меньше пенятся. Дело в том, что избыточное количество пены ухудшает процесс отстирывания вещей в машине: "подушка" из пены может препятствовать тому, что вещи при вращении барабана будут, падая, ударяться о воду, а значит, подвергнутся меньшей механической обработке. Кроме того, у машин-автоматов с фронтальной загрузкой при использовании высокопенного стирального порошка избыточная пена способна вытекать через отверстия лотка для порошка, а это чревато не только лишней уборкой, но даже коротким замыканием.
Химической основой современных стиральных порошков являются поверхностно-активные вещества (ПАВ). Они связываются с частицами загрязнений на ткани и переводят их в раствор. Их действие усиливают добавки, которые препятствуют повторному осаждению грязи на ткань, устраняют жесткость воды, смягчают ткани после стирки.
Во всех порошках, на упаковках которых не указано "Для цветного белья", присутствуют отбеливатели. Они бывают двух видов - химические и оптические. Оптический отбеливатель не отбеливает ткани, а лишь создает иллюзию белизны. Его частички, являющиеся люминесцентными красителями, оседают на ткани и выделяют из спектра падающего солнечного света ультрафиолетовые лучи, превращая их в видимые синий, голубой, фиолетовый цвета. Это и обеспечивает эффект белизны. В состав стиральных порошков входит и фотоотбеливатель, который отбеливает при сушке на свету.
Для выделения активного кислорода - работающего химического агента кислородосодержащего отбеливателя нужна температура 60оС. Чтобы порошок, содержащий химический отбеливатель, мог действовать и при более низких температурах, в его состав вводят активатор, что позволяет достичь нужного эффекта при температуре 20-40оС. Будьте внимательны: в некоторых порошках в качестве отбеливателя по-прежнему используется хлор - вещество, небезопасное для здоровья человека и волокон ткани…
Загрязнения белкового или жирового происхождения призваны удалить входящие в состав стирального порошка энзимы - биологически активные вещества, расщепляющие или, проще говоря, "съедающие" белки или жиры. Однако действуют они при температуре до 40оС и опасны для вещей из натуральных белковых материалов - шерсти и шелка.
Использованы материалы журнала "Мама и малыш", сайта газеты "Ежедневные новости Владивостока"
[Методические материалы]