Носим на плечах, рисуем пальцами и не вмешиваемся в дела
Содержание:
- Играем на улице (3-9 месяцев)
- Играем дома (9-18 месяцев)
- На бумаге (1,5-3 года)
- Психология (3-5 лет)
- Домоводство (5-8 лет)
Опытные няни знают, что многого можно достичь совсем небольшими усилиями. Укрепить малыша физически, просто весело потешая его. Развить пространственные представления и привить желание рисовать и раскрашивать - проведя буквально пару минут за листом бумаги. Научить учиться (то есть учить самого себя) - всего лишь не критикуя ребенка в процессе важных для него дел. Это так просто?! Да, но чтобы сделать, об этом нужно узнать.
Играем на улице (3-9 месяцев)
Тяни-толкай
Продолжаем развлекать, занимать и попутно развивать "неспящих в коляске" - вот упражнения, которые помогут скоротать время на прогулке с грудничком в хорошую погоду. Все они хороши для тренировки вестибулярного аппарата ребенка - не секрет, что у "цивилизованных" детей, которые много времени проводят в креслах, колясках, кроватках и мало - на руках у движущегося взрослого, нередки проблемы с поддержанием равновесия тела. Чтобы малыш увереннее себя чувствовал в пространстве, когда поползет и пойдет, с ним можно делать следующее.
"Мешу тесто" (с 3 месяцев). Малыш лежит в коляске, взрослый легонько перекатывает его голову с бока на бок, приговаривая:
Мешу, мешу тесто, Есть в печи место, Пеку, пеку каравай, Головоньку - валяй, валяй! |
"Обезьянка" (с 3 месяцев). Большой палец взрослого зажат у ребенка в кулачке, кисть взрослого обхватывает запястье ребенка. Держа малыша таким образом за две руки, покачиваем из стороны в сторону, постепенно увеличивая амплитуду движения и нагружая то одну, то другую руку. Точно так же можно покачивать, держа за одноименные руку и ногу.
"Тяни-толкай" (с 5 месяцев). Взрослый сажает малыша себе на колени и, держа за руки, покачивает к себе - от себя, приговаривая:
Тяни холсты, Суровы, толсты, На рубашечку, На столешничек, Тяте холст, Маме холст... (далее можно перечислить еще несколько родственников). |
После того как малыш научится сидеть, можно сажать его к себе на плечи. Сначала придерживать за обе руки, когда привыкнет и станет лучше держать равновесие - за руку и ногу, только за ноги. С ребенком, освоившимся у вас на плечах, можно делать разные движения - ходить, покачиваясь, приседать, наклоняться...
Важное условие для выполнения всех упражнений: малышу должно нравиться!
Играем дома (9-18 месяцев)
Рисуем пальчиками
Эта методика, описанная многими авторами, позволит вам разнообразить досуг с малышом, а его семье получить еще один повод для гордости своим отпрыском и... много неповторимых картин. Для начала достаточно двух-трех цветов гуаши, застеленного клеенкой или газетой стола, спецодежды для вас и малыша и листа хорошей бумаги (для черчения, ватман). Открываете баночки с краской, сажаете малыша к себе не колени и предлагаете ему окунуть в краску пальчик и размазать ее по бумаге. Кто-то будет осторожничать, кто-то сразу погрузится в рисование... Любое действие ребенка приветствуется - ведь это новые ощущения, которые ему сейчас так полезны. Единственное, попытки съесть немного краски надо пресекать. Скажите малышу твердо, как вы говорите в других "несъедобных случаях": "Это не едят!". Важно также почувствовать, когда "сеанс" пора закончить (вся работа часто занимает всего пару минут!) - и вот здесь хорошо бы иметь наготове налитую ванну с игрушками, потому что отмыть брыкающегося художника - пожалуй, самое трудное в этих занятиях (и методисты об этом не пишут!).
Если войдете во вкус, постепенно добавляйте новые цвета, меняйте формат и качество бумаги (но она в любом случае должна быть пористой, хорошо впитывать). Обязательно подписывайте работы: имя ребенка, дата, может быть, какой-то ваш комментарий.
На бумаге (1,5-3 года)
Первая раскраска
Малышам такого возраста еще трудно дается раскрашивание. Но можно постепенно учиться не вылезать за контур - для этого понадобится черно-белое изображение какого-нибудь животного, или фрукта-овоща, или дерева. Берем привычные ребенку изобразительные средства - восковые мелки, или карандаши, или фломастеры - и просим пририсовать: ежику - иголки, или яблоне - яблоки (цветы), или листику - капельки от дождя. Пусть это будут штрихи или пятнышки, нанесенные внутри контура. Обязательно обыгрываем ситуацию: "Вот ежик пришел к Тане в гости. Здравствуй, ежик! А где же твои иголочки? Все потерял? Ай-ай-ай, как же ты будешь грибы собирать и от врагов прятаться? Давай Таня тебе новые иголочки нарисует!" Для закрепления понятий "внутри-снаружи" можно перед началом работы пальчиком малыша провести по контуру, постучать по листу внутри фигуры, которую будем раскрашивать, и за ее пределами.
Психология (3-5 лет)
Ребенок занят делом
Малыш в этом возрасте уже многое умеет делать сам, но еще большему он учится. Учится практически в любой деятельности - строит ли из конструктора, рисует или лепит, играет с мячом, крутится рядом с вами на кухне, участвует в уборке... Чтобы это конкретное обучение (и всякое учение в его жизни вообще) происходило успешно, очень важно... не вмешиваться, не критиковать, не указывать на неизбежные ошибки, когда ребенок занят делом, увлечен, погружен в процесс. По результатам - когда малыш предъявляет вам свой кособокий замок или неопознаваемую каляку-маляку - обязательно одобрение с вашей стороны, искренний интерес. И только потом, когда данное дело уже перестало занимать ребенка, вы можете выбрать время и спокойно поговорить об одном, только одном, существенном, на ваш взгляд, недочете его работы: "Ты знаешь, когда что-то строишь, важно, чтобы основание было побольше, помассивнее. Тогда всей конструкции будет на что опираться, и она не развалится".
Коротко это правило общения с малышом можно сформулировать так: "Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит помощи. Своим невмешательством вы как бы сообщаете ему: "С тобой все в порядке! Ты, конечно же, справишься!"
Домоводство (5-8 лет)
Ухаживаем за обувью
Вымыть, просушить, намазать кремом - все это хорошо для взрослой кожаной обуви, с детской же порой приходится повозиться. Вот несколько советов по уходу за маленькими туфельками.
Обувь из нубука можно отчистить специально щеткой для дубленок или ластиком.
Очень облегчают чистку обуви вышедшие из употребления зубные щетки: и рифленую подошву отмоют, и верх ботинка кремом любого цвета намажут - для каждого оттенка можно иметь свою щетку.
Потерявшую вид белую кожу туфель или ботинок хорошо мыть молоком.
Убирая обувь на хранение, вставьте внутрь ботинка бумажный или картонный вкладыш, с которым продавалась пара, или набейте газетой - это убережет кожу или ткань от деформации.
В коробку, где хранится обувь с натуральным мехом, положите веточки лаванды или кусочек ваты, смоченный лавандовым маслом, - это запах очень не любит моль.
Приучать ребенка ухаживать за своей обувью можно в таком порядке:
- мыть резиновые сапоги;
- мыть крепкую кожаную обувь, набивать газетой;
- натирать обувь, предварительно намазанную кремом.
Использованы материалы книги Ю.Гиппенрейтер "Общаться с ребенком. Как?", центра перинатального воспитания и поддержки грудного вскармливания "Рожана", сайта "Наш ребенок"
[Методические материалы]