Работа няней >> Нянина копилка

Няня в прихожей, на коньках и возле рояля

Содержание:

Календарная зима подходит к концу - так не будем терять времени, займемся с подопечным катанием на коньках! А еще произведем необходимые усовершенствования в прихожей. И юному учащемуся музыкальной школы, и малышу-двухлетке надо умудриться дать побольше самостоятельности, но и помощь оказать вовремя.

Домоводство (9 месяцев - 1,5 года)

Пригожая прихожая

Прихожая городской квартиры - это всегда придверный коврик, обувь и одежда членов семьи, плюс аксессуары (зонты, перчатки и т.п.), плюс средства ухода за всем этим. Если в доме маленький ребенок, добавляются игрушки для улицы и иногда коляска (часто ей находится место в тамбуре, бывает, в подъезде отведено специальное место). Как разместить все это удобно и безопасно, да еще и умудряться поддерживать чистоту?

  1. Средства ухода за обувью, зонты и т.п. лучше убрать повыше (или как-то еще сделать недоступными для ребенка). Мамина или нянина сумка, оставленная по привычке на невысоком подзеркальнике, тоже легко станет добычей маленького непоседы. И, конечно же, строго определенное место должно быть у ключей.
  2. Замечено, что обувь меньше привлекает внимание ребенка, если стоит на постоянных местах. Если прихожая небольшая, членам семьи хорошо бы держать там лишь по паре, носимой сейчас, а все остальное убирать.
  3. Для уличных игрушек (если не все они и не всегда помещаются в сетке под коляской) хорошо иметь вместительное ведро, возможно, с крышкой - всяческие пакеты и сетки пропускают воду и грязь, которую зимой-весной мы часто приносим с собой с прогулки.
  4. С точки зрения удобства, уличная одежда и обувь малыша должна храниться там, где вы его обычно одеваете - чтобы к минимуму свести беготню во время сборов. А с точки зрения гигиены? Одежда ребенка, выгуливаемого спящим в коляске, еще может лежать-висеть в детской (но отдельно от других вещей). Если же малыш хотя бы иногда гуляет своими ногами, пора размещать его вещи в прихожей. Если при этом некоторые вещи (варежки, шапочку и т.п.) сделать доступными для ребенка, это будет стимулировать его самостоятельность в сфере одевания.
  5. С одной стороны, коляска в прихожей занимает много места, с другой - в нее можно посадить ребенка в незастегнутом еще комбинезоне с какой-то игрушкой в руках, пока вы натягиваете верхнюю одежду на себя. (Понятно, что у каждой мамы и няни существует свой алгоритм сборов и выхода на улицу, и если он удобен, не надо ничего менять.) Коляска в тамбуре тоже хорошо - уличная грязь не попадает в квартиру. И в том, и в другом случае оборудуйте место, где стоит коляска, ковриком, вырезанным из отслужившего коврового покрытия. Оно хорошо впитывает и испаряет влагу; песок и мелкие камушки, которыми так любят посыпать дороги в борьбе с гололедицей, в нем застревают и по мере необходимости вычищаются пылесосом. Ставший совсем грязным, такой коврик можно и заменить.
  6. Где-то возле коляски (если не в ней самой) разместите хранилище аксессуаров к ней. Дождевик, устройство для пристегивания коляски в общественных местах, пенополиуретановый коврик (для сидения на лавочках в прохладную погоду) бывают нужны не каждый день. Еще одно полезное приспособление - щетка для колес, которой вы можете и постучать по ним, и почистить их от снега.

Развитие (1,5-3 года)

Полгода самостоятельности

Вашему воспитаннику от 1,5 до 2 лет, однако у вас нет специальных знаний по возрастной психологии. На что вам ориентироваться, к чему стремиться при общении с малышом?

Вторую половину второго года жизни отличает растущее стремление ребенка к самостоятельности. Поэтому малыш нуждается в минимуме четко определенных запретов и максимальной свободе действия там, где это разрешено.

Ребенок получает удовольствие от того, что постоянно ходит, бегает, куда-то залезает. Сама ходьба становится более уверенной; малыш иногда пытается пройтись боком или спиной вперед. Усложняются движения - ребенка привлекает бросание мяча, прыжки, катание на детской машине или даже трехколесном велосипеде. Играя, он ищет новый пространственный опыт; его интересуют горки, качели.

Ребенок может казаться вам столь же "невнимательным", как и в ранние месяцы жизни: дело в том, что интересов у него теперь много, а внимания на все просто не хватает. Тем не менее дети этого возраста могут играть сами по себе от 15 минут до 1 часа, если взрослый остается рядом с ребенком.

Малыш научился успешно действовать с мелкими предметами. Он уже отдает явное предпочтение одной руке и настолько хорошо управляется со своими пальчиками, что может сложить головоломку из двух-трех частей, нанизать бусинки на нитку и забивать в доску колышки. Ребенку нравятся инструменты с ручками: он учится использовать их как продолжение своей руки. Вот он забивает колышки в дощечку с отверстиями - это хорошо для координации глаза и руки (что, кстати, позволяет начать ему рисовать), а еще важно, что малыш видит результаты своих действий. Интерес к результатам игры - новое в развитии ребенка. Ему любопытно, как предметы вставляются один в другой, ему нравятся кубики, потому что из них можно строить.

Быстро растет запас понимаемых ребенком слов. Большинство его высказываний - это еще фразы всего из двух слов; но он проявляет все возрастающую способность понимать правила языка взрослого. Добавляются к языку малыша слова, касающиеся пространства: "там", "где", "сторона" или "на улице"; он понимает слова "скоро" и "ждать", а также простые просьбы: "Покажи мне собаку". Играя, он разговаривает со своими куклами и зверушками, как с людьми.

Двухлетний ребенок должен быть активным участником процессов кормления и одевания. Большинство детей этого возраста способны есть самостоятельно, взрослый лишь подстраховывает. Одевание становится все занимательнее для ребенка, поскольку он находится в процессе формирования представления о своем теле. Помогать в этих процессах нужно только тогда, когда малыш просит об этом, и ровно настолько, насколько требуется. Когда ребенок делает что-то сам, важно не торопить и не подгонять его, а наоборот, создать обстановку принятия и доброжелательного ожидания.

Спорт (3-5 лет)

Встаем на коньки

Возраст 3-5 лет тренеры считают вполне приемлемым для "домашнего" начала катания, и если няня ребенка не прочь позаниматься с малышом на расположенном недалеко дворовом катке - вот некоторые рекомендации.

Для начала стоит оценить крепость мышц ног, брюшного пресса, спины ребенка - почти все они задействованы в процессе катания. Если малыш не ограничен в движении, катается на велосипеде, занимается на домашнем спорткомплексе, эти мышцы у него обычно достаточно развиты. Дома разучите с ребенком некоторые движения - приседания, подскоки, "гусиный шаг", прыжки из глубокого приседа. Легкую разминку, включающую эти упражнения, проводите и перед каждым выходом на лед.

Несколько слов об экипировке. Коньки для малышей должны быть кожаными, обязательно с жестким, неразбитым задником (для ботинок б/у). Ботинок должен составлять с ногой единое целое - а значит, быть подходящим по размеру. Шнуруют ботинок внизу плотнее, вверху чуть слабее, но так, чтобы нога не "вихлялась".

Знакомство со льдом можно начать с самых простых элементов:

  • Боком приставным шагом дойти до края площадки.
  • Ходьба вперед: ребенок не должен идти на прямых ногах, не должен двигать коньками по льду, как лыжами, а обязательно отрывать ноги ото льда.
  • Приседание на месте ("пружинка").

На первом же занятии учите ребенка правильно падать, сгруппировавшись на бок, и вставать самостоятельно.

Когда ребенок достаточно освоится со льдом и начнет уверенно передвигаться шагом, можно предложить ему подольше скользить на одной ноге или оттолкнуться и прокатиться на двух ногах сразу.

Если это пока еще трудно, дайте малышу почувствовать скольжение - повозите его на буксире. Вы двигаетесь по льду сначала лицом к ребенку, спиной вперед, а малыш держится за протянутую вами клюшку, лыжную палку или веревку. При этом ноги у него на ширине плеч и слегка согнуты, спина прямая и чуть наклонена вперед. Важно, чтобы малыш сам держал равновесие, поэтому для буксира используется какой-то предмет, а не ваши руки, на которых ребенок может просто повиснуть.

Дальнейшая программа "обучения" зависит от ваших умений - можно показать малышу какие-то элементы катания ("фонарик", "елочка", "пистолетик" и т.д.), можно просто кататься наперегонки, можно, наблюдая за другими детьми и взрослыми на катке, перенимать движения у них.

Музыка (5-8 лет)

Музыкант растет!

В этом возрасте музыкальное развитие ребенка обычно уже принято доверять профессионалам - 5-6-летних малышей принимают подготовительные отделения музыкальных школ, а также детские студии и творческие коллективы. Профессиональный домашний педагог тоже уже по возрасту. Вот некоторые моменты, которые надо учитывать, обучая малыша музыке в том или ином месте.

  1. Музыкальная школа подходит далеко не всем - все-таки там традиционно учат на музыканта, а не любителя музыки. Выбор инструмента зависит от здоровья малыша: так, на флейте нельзя играть при повышенном внутричерепном давлении, на скрипке - при сколиозе и сильном плоскостопии. Также чтение нот требует хорошего зрения. Кроме того, нагрузки и способы преподавания в подготовительной студии и первом классе "музыкалки" часто резко отличаются, что отбивает у малыша охоту заниматься. Если же обучение продолжается, необходимы ежедневные тренировки. Чтобы малыш "втянулся" в них легче, заранее оговорите с ребенком, в какие часы и как долго он будет заниматься. Минут за десять-пятнадцать предупредите ребенка, что скоро пора начинать. Если ему нужна ваша помощь - помогите, но если он хочет заниматься самостоятельно, не мешайте. И очень важно постараться обойтись без раздражения и критики в адрес юного музыканта - это плохие помощники в вашем общем деле.
  2. Хоровая студия - хорошая альтернатива "музыкалке", если ребенок пение предпочитает игре на инструменте, а коллективное творчество - индивидуальному. В программе хороших хоровых коллективов не только детские песни, но и классическая музыка. Со временем ребенок будет заниматься и сольфеджио, и фортепьяно, и вокалом, и историей музыки, но требования тут не так суровы.
  3. Частный педагог хорош для часто болеющих детей, вынужденных много времени проводить дома. Непременное условие (как и в случае музыкальной школы) - педагог должен непременно нравиться малышу! На втором месте - умение заинтересовать, владение методикой преподавания и т.п. Если учитель сам по себе не вызывает положительных эмоций, успеха не будет.
  4. Студия, где ребенок будет музыкально развиваться, может найтись при дворце детского творчества, музее, театре. Вариантов много - ансамбль народных инструментов, студия пластического танца, театрально-музыкальный кружок и т.п. В таких местах дети получают какие-то умения, неразрывно связанные с музыкой, но полезные и сами по себе.

И наконец для дошкольника и младшего школьника важно не тратить очень много времени на дорогу, ведь занятия происходят как минимум два раза в неделю. Предпочтительнее поискать что-то подходящее рядом с домом.

Использованы материалы журнала "Наш малыш", сайта Лены Даниловой "Раннее развитие детей", книги Р.Фьюэлл, П.Вэдези "Обучение через игру".


[Методические материалы]

Отправить свой рассказ



© 2002-2024, Бонна.ру
info@bonna.ru, Bonna.ru
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.
Политика обработки персональных данных