О пище – вдали от дома, для душевного благополучия и развития мозга
Содержание:
Няне-воспитателю нередко приходится в буквальном смысле питать своего воспитанника. О какой пище позаботиться, отправляясь с семьей малыша на курорт? Какие игры могут послужить пищей для развития речи? И какими словами и действиями питается эмоциональное благополучие ребенка?
Домоводство (9 месяцев - 1,5 года)
Еда для путешественника
Конец лета - начало осени родители малышей часто выбирают для отдыха в тех странах, где в разгар сезона еще слишком жарко. Что должна знать няня, сопровождающая малыша, о его питании в дороге и на курорте?
С ребенком, находящимся на грудном вскармливании, проще и в самолете, и в отеле: мамино молоко всегда под рукой. В первые дни акклиматизации оно у детей этого возраста может вообще стать основным питанием. Если перелет долгий (хотя с такими крохами не рекомендуют отправляться "на край света"), можно захватить баночки с привычным детским питанием, печенье или булочки, вымытые фрукты и сухофрукты.
Для ребенка-искусственника придется рассчитать количество смеси, необходимое для перелета, заранее разложить ее по бутылочкам, а готовить непосредственно на борту, попросив у бортпроводниц подогретую воду. Если малыш получает жидкую смесь, вам будет проще его накормить, но понадобится дорожный холодильник.
В отеле вам потребуется стерилизатор и подогреватель для бутылочек, бутилированная детская вода и опять же привычная ребенку смесь. Кроме того, ребенок-искусственник должен получать дополнительно (особенно это актуально в условиях жаркого климата!) неподслащенную воду из расчета - 20 мл на каждый килограмм веса тела, но не более 200 мл в сутки для малыша в возрасте до года.
Не рекомендуется на отдыхе вводить новые блюда прикорма - попробуйте ограничиться теми продуктами, которые ребенок уже получал. Для этого запаситесь баночками с пюре, упаковками с кашами. Если дома вы прикармливаете малыша со своего стола и не пользуетесь готовым детским питанием, то со шведского стола на курорте можно взять вареные овощи, отварной рис, отварное мясо, отварную и запеченную рыбу, фрикадельки, сыр, вареные яйца, омлет, белый хлеб, сливочное и растительное масло, джем, мармелад, фрукты и овощи.
После приезда на курорт малыши часто начинают меньше есть. Увеличьте количество жидкости в рационе (воды и/или грудного молока), сократите время нахождения на пляже.
Правила гигиены:
- при невозможности вымыть руки проточной водой протрите их влажными очищающими или дезинфицирующими салфетками;
- в ресторане или кафе кормите малыша из одноразовой посуды и одноразовыми (или его личными, захваченными с собой) приборами; чашку для питья тоже имейте свою (или пользуйтесь одноразовыми стаканами);
- не кормите ребенка нарезанными заранее в ресторане фруктами; вымойте их и нарежьте самостоятельно прямо перед кормлением.
Занятия (1,5-3 года)
Позабытые и оригинальные игры для пальчиков
Трудно придумать более полезную для развития мелкой моторики и речи ребенка игру, чем мозаика. Для совсем маленького ребенка лучшим вариантом будет шестигранная мозаика в круглой коробке. В ассортименте компании "Стеллар" много вариантов мозаики (разного размера) на прямоугольном полотне. Хорошо, если в наборе 6 или 8 цветов. Как организовать занятия, чтобы они были полезными и интересными малышу?
- Для первых опытов в распоряжении ребенка оставьте не более 10 фишек одного цвета. Попросите малыша выложить красную дорожку, или "нарисовать" зеленую полосочку, или желтый цветочек. Когда малыш немного освоится, предложите сделать разноцветную дорожку - выкладываете подряд красный, желтый, зеленый и даете ребенку продолжить эту последовательность.
- Строить картинки удобнее так: взрослый называет цвет фишки, малыш ее выбирает, и взрослый показывает, в какую дырочку воткнуть фишку. Можно начать с того, что няня рисует мозаикой контур, а малыш "закрашивает" получившуюся фигуру фишками нужного цвета.
- Очень полезное занятие - вынимать мелкую мозаику из полотна. Складывать мозаику хорошо бы в железную баночку, у которой есть крышка и которая затем на время превратится в погремушку.
- Перемешанную мозаику можно разобрать по цветам или попросить малыша выбрать из смеси фишки определенного цвета.
Болты и гайки. Как еще один вариант развития мелкой моторики мальчикам можно предложить завинчивать настоящие гайки на настоящие болты. Для этого нужно купить 5-6 болтов размером 10, 12, 14 мм и т.п. и по 5 гаек на каждый болт. Ссыпать все это в одну кучу и попросить малыша помочь папе навести порядок.
Сухой бассейн. Если не найдется керамическая крынка (горлышко сосуда значительно меньше его ширины), возьмите трехлитровую банку, наденьте на нее черный полиэтиленовый пакет и у горлышка стяните резинкой. 2-3 банки заполните крупной фасолью (можно горохом или чечевицей). Сосуд может быть тренажером, а может - хранилищем мелких сюрпризов для ребенка. В первом случае вы прячете туда мелкие игрушки, которые ребенку предстоит отыскать на ощупь в массе фасоли (прежде чем предлагать такое задание малышу, попробуйте сделать это сами и решите, под силу ли ему найти то, что вы спрятали). Во втором варианте время от времени малыш находит в толще фасоли небольшой подарочек для себя: ту же игрушку, что-то сладенькое и т.п.
Психология (3-5 лет)
Слова и дела для повышения самооценки
Говоря о сложностях общения с детьми, мы упоминали различные причины непослушания и способы "разруливания" этих ситуаций. К сожалению, самыми трудными для воспитания оказываются дети с заниженной самооценкой - те, кто порой уже к возрасту 4-5 лет усвоили благодаря своему окружению, что они - плохие. Как же вести себя с этими малышами родителям и воспитателям, чтобы отрицательное эмоциональное ощущение себя переросло в положительное? Вот советы, которые дает в завершение своей книги "Общаться с ребенком. Как?" психолог Юлия Гиппенрейтер.
- Безусловно принимайте малыша.
- Активно слушайте его переживания и потребности.
- Уделяйте ему время - читайте, играйте, занимайтесь чем-то вместе.
- Не вмешивайтесь в занятия ребенка, с которыми он справляется.
- Помогайте, когда малыш просит о помощи.
- Поддерживайте его успехи, радуйтесь им.
- Делитесь своими чувствами (лучше всего в форме "Я-сообщений"). Это - знак для ребенка, что вы ему доверяете.
- Возможные конфликты старайтесь разрешать конструктивно.
- Используйте в повседневном общении жесты и взгляды, выражающие расположение, а также приветливые фразы: "Я рада тебя видеть", "Мне хорошо с тобой", "Мне нравится, как ты...", "Я по тебе соскучилась", "Давай (что-то сделаем) вместе", "Ты, конечно, справишься", "Ты мой хороший".
Использованы материалы журнала о маме и ребенке "Мама и малыш", книги Ю.Гиппенрейтер "Общаться с ребенком. Как?", сайта "Наш ребенок"
[Методические материалы]