Печем печенье, полощем горло и строим из стаканчиков
Содержание:
Опытная няня всегда заботится о самооценке малыша. Только если ребенок нравится себе, чувствует себя уверенно, он будет расти здоровым и счастливым. Оказывается, для развития уверенности в себе годятся самые разные занятия - о двух из них, связанных с формочками, расскажем сегодня. А еще научим лечить больное горлышко и гулять… с фантазией.
Играем дома (9-18 месяцев)
Стаканчики стучат
Одна из незаменимых игрушек для этого возраста - набор формочек или стаканчиков, вкладывающихся один в другой. Они бывают разноцветные пластмассовые или деревянные, цилиндрические или кубические. При необходимости их может заменить и набор кухонных пластиковых контейнеров разного размера. Чем же так привлекательная для малыша эта незамысловатая игрушка? Какие игры с ней будут неизменно интересны вашему воспитаннику?
- Пошумим-погремим. Удивительно - одна формочка в руке не гремит, а если в нее вложить другую, значительно меньшего размера, и потрясти - раздастся звук. Одни малыши будут подолгу ходить с такой "погремушкой" в руке, другие постараются скорее разобрать ее на части, и чем больше пар формочек вы такому ребенку предложите, тем ему будет веселее.
- Вынимаем-вкладываем. Хорошая тренировка представлений о размерах предметов. Если все формочки сложены подряд, получается аккуратненькая стопочка, которую малыш торопится разобрать. Одному этого достаточно, и вам придется собирать разбросанные формочки снова и снова. Но есть и такие дети, которые попытаются вложить одну в другую сами - и вот здесь можно озвучить действия ребенка: сказать, какая формочка больше, какая меньше, какая внутри, какая снаружи.
- Строим-ломаем. Обычно из таких стаканчиков получается башенка - и обычно дети обожают такие башенки ломать. У малыша этого возраста сильна потребность изменять мир - видя, что это ему под силу, ребенок приобретает уверенность в себе, необходимую ему для развития. Запаситесь терпением - и стройте, пока крохе не надоест. Опять же, дети с более созидательным характером, в какой-то момент попробуют соорудить башенку по вашему примеру.
- Пересыпаем-переливаем. Эта игра для детей, которые уже не тащат в рот мелкие предметы, или для ванной. Показателем размеров формочек здесь станет их вместимость (продолжаем развивать пространственные представления). Да и само по себе действие пересыпания-переливания освоить самое время. Насыплем в маленькую формочку фасолины, макаронины (или нальем воды). Покажем, как пересыпать-перелить все это в большую формочку, и обратим внимание ребенка на то, что большая формочка неполная, в ней еще осталось место. Возможен и обратный вариант: наполнить большой объем и попробовать вместить его в маленький. Просыпалось (пролилось)? Опять объясним, почему.
А еще с формочками можно делать вот что:
катать по полу (скорее всего, они будут описывать круг);
кормить кукол, сравнивая число "едоков" и число "тарелок" (на уровне больше-меньше);
выстраивать от меньшего к большему (пусть это будут "пенечки" или "ступеньки" для какой-то игрушки, которая по ним "пройдет").
Здоровье (1,5-3 года)
Горлышко болит
Если малыш жалуется на горло, его обязательно должен посмотреть врач - только он сможет определить, что это - ОРВИ, ангина, грипп, ларингит или фарингит, и назначить соответствующее лечение. Но кроме этого ребенку с воспаленным горлом необходим особый уход и домашнее лечение. Что вы можете сделать?
- Пища должна быть максимально нейтральной по температуре и вкусу - можно на время даже вернуться к баночкам для детского питания. Если же ребенок отказывается от еды - не настаивайте, значит, организму так легче бороться с болезнью. А вот поить малыша надо обязательно, витаминно, часто и обильно: некислый клюквенный морс и чай с лимоном, разбавленные фруктовые соки, негазированная минеральная вода, ягодные кисели, разведенное с водой черносмородиновое и облепиховое варенье.
- Полоскать горло нужно хотя бы 3-4 раза в день по 2-3 минуты и обязательно - после каждого приема пищи. Если малыш еще не умеет этого делать, потихоньку учите его (только на положительном эмоциональном фоне), а пока воспользуйтесь спринцовкой. Ее наполняют полосканием, заводят в угол рта ребенка, наклонившего голову над раковиной или тазиком, и орошают горло. Полоскания бывают:
- с настойкой прополиса (или водным раствором прополиса);
- на стакан воды 1 ч.л. меда и 1 ч.л. яблочного уксуса, все хорошо перемешать;
- с морской или поваренной солью (1 ч.л. или меньше пищевой (!) морской соли на стакан воды, раствор должен получиться вкуса слезы - чуть соленый, не едкий);
- с солью, содой, йодом - на стакан теплой воды треть ч.л. соды, треть ч.л. соли и 3-4 капли аптечного йода;
- с "Хлорофиллиптом" (к 1 части спиртового или водного раствора (но не масляного) добавьте 3 части теплой кипяченой воды);
- отвар ромашки;
- отвар календулы;
- отвар зверобоя;
- отвар шалфея;
- "Йодинол";
- "Ротокан".
- Врач может прописать также лекарство в форме аэрозоля, спрея или ингалятора. Некоторые из них (например, "Гексорал") подходят и малышам после 2 лет, но часто к самой процедуре ребенок относится плохо. В этом случае вместе с родителями ребенка уточните у доктора, нельзя ли заменить спрей или ингалятор на пластины и таблетки для рассасывания. После такой обработки горла лучше какое-то время не пить и не есть.
Домоводство (3-5 лет)
Печем печенье
Рядовые процессы приготовления пищи для детей этого возраста уже не особенно интересны, но в этом они с удовольствием поучаствуют. А что может быть лучше для поднятия самооценки малыша, чем собственноручно приготовленное новогоднее угощение для семьи или друзей! Сначала дадим несколько практических советов, а потом - рецепты.
Подготовьте необходимые продукты и принадлежности, формочки для вырезания печенья и спецодежду для вас и малыша.
Оцените силы и интересы ребенка. Возможно, стоит привлечь его на начальной стадии (просеять муку, разбить яйца, всыпать или размешать другие ингредиенты) и тогда, когда нужно будет вырезать печенье формочками, а на время замешивания теста занять малыша чем-то еще. Есть дети, которых привлечет как раз процесс вымешивания теста и неторопливой лепки из него.
Не требуйте от ребенка довести дело до конца вместе с вами - даже 5 минут участия будет достаточно от такого маленького кулинара!
Творожное печенье
Смешайте 200 г сливочного масла (маргарина) с 200 г творога, добавьте 2 ст. муки и щепотку соды. Вымешайте тесто, оно получается пластичным, маслянистым, не липнет к рукам. Можно раскатывать его в пласт, вырезать формочками фигурное печенье и обмакивать его в сахарный песок. А можно вырезать рюмкой кружочки, обмакивать в сахар, складывать пополам сахаром внутрь, опять обмакивать и опять складывать. Получается что-то похожее на розочки или конвертики. Печенье быстро печется на среднем огне.
Очень вкусные сухарики
250 г сливочного масла размять с частью муки (всего нужно 500 г), затем добавить 150 г сахарной пудры, 1 яйцо, 1 ст.л. молока щепотку соли и щепотку соды, ванилин. Всыпать оставшуюся муку и замесить тесто, затем поставить его на 1 час в холодильник. Загустевшее тесто раскатать, вырезать фигурное печенье и испечь в нежаркой духовке. Сухариков получается много, они хорошо хранятся.
Играем на улице (5-8 лет)
Фантазия бьет через край
Идея для любой прогулки с подрастающим ребенком, помогающая развить речь и фантазию вашего подопечного. Для начала обращайте внимание ребенка на необычные виды, уголки природы - зимой это просто, один снежный рисунок на деревьях чего стоит. Говорите о том, что вам напоминает та или иная картина. Следующим шагом будет вопрос: "А на что это похоже?" Перед глазами у вас в это время может быть и заснеженный пенек, и расщепленное ветром дерево, и какая-то особенно кривая коряга. Если малыш теряется, фантазируйте вместе. Можно в качестве тренировки изобразить что-то на снегу - палочкой, ногой - и "досочинить" рисунок. Знаком того, что игра прижилась, будет встречное предложение ребенка - и тут уже вам придется отгадывать, на что похожа вот эта скамейка или вон тот лыжный след. Или сразу договаривайтесь: один раз угадывает малыш, один раз - вы.
Еще один вариант: очеловечивание самых разных предметов. "Представь себе, что этот трактор (эта детская коляска, эти качели, это дерево) - живой. Какой у него, ты думаешь, мог бы быть характер, что бы он мог рассказать нам о себе?" Возможно, получится коротенький рассказ, но не исключено, что история тех или иных предметов будет продолжаться каждый раз во время прогулки в этом месте.
Использованы материалы журнала "Наш малыш"
[Методические материалы]