Первый самолетик, самостоятельно собранные ягоды и свое место за столом
Содержание:
Ягодные кустарники, растущие на дачном участке, возможно, добавляют няне хлопот - но зато разнообразят жизнь и стол малыша. Введение прикорма грудничку поначалу кажется необычным - но зато гарантирует правильные пищевые привычки и хорошее здоровье. А возня с поделками в стиле оригами - это, конечно, трудоемко, но чего не сделаешь ради восторга на лицах детей!
Здоровье (9 месяцев - 1,5 года)
Прикорм для грудничка: этап второй, энергетический
Постоянные читатели "Няниной копилки" помнят, что из месяца в месяц мы знакомим нянь, ухаживающих за малышами, находящимися на грудном вскармливании, с особенностями введения прикорма для таких детей. Дело в том, что схема, принятая повсеместно в нашей стране, предназначена в основном для малышей-искусственников, а к грудничкам подход может быть иной. Основная его черта - "взрослая" еда предлагается ребенку только по его просьбе. Это и другие правила позволяют поддерживать у малыша так называемый пищевой интерес - разумное и здоровое отношение к пище и трапезе. Мы уже рассказали, как выглядит первый этап прикорма для малыша на естественном вскармливании. Сегодня опишем второй этап - его еще называют энергетическим.
Как это выглядит. На этом этапе (обычно он начинается с 8-14 месяцев) малыш получает свое место за столом - в детском стульчике - при условии, что на предыдущем этапе:
- он научился пользоваться тарелкой, ложкой, вилкой и чашкой;
- не скидывает со стола, не переворачивает столовые предметы;
- не выплевывает еду.
Теперь пища воспринимается ребенком как источник энергии и как способ удовлетворить свой голод. Как правило, из всего разнообразия блюд для данной трапезы малыш выбирает какой-то один продукт, которым старается наесться. Все остальные он при этом тоже может попросить - но съест не очень много.
Как вести себя взрослым. Продолжать поддерживать пищевой интерес. Не давать малышу есть, если он не просит. Не кормить его с ложки. Вы можете аппетитно жевать в его присутствии или просто сообщить ему, что садитесь завтракать. Пусть он оценит свое самочувствие: голоден ли он? его организму сейчас нужна каша или сыр? будет ли он запивать еду? Если ребенок проявил желание - положили небольшую порцию, такую, какую он точно съест (объем одного продукта ограничивается двумя столовыми ложками). При желании продолжить трапезу предложите ребенку другое блюдо из имеющихся.
Чему учится ребенок:
- употреблять продукты в разумных объемах, не переедать;
- прислушиваться к своим пищевым и энергетическим потребностям;
- интуитивно определять вид продукта, наиболее необходимого организму на сегодняшний день;
- слушаться маму (няню) - именно близкий взрослый контролирует поведение ребенка за столом и решает, что ему дозволяется съесть и в каких объемах.
Окончание следует.
Домоводство (1,5-3 года)
Ягодное изобилие
Если прошлым летом ваш подопечный был еще слишком мал, чтобы попробовать дары садовых ягодников, то ребенку после года можно предложить почти все плоды, которые созревают в Средней полосе в июле. Правила просты: во избежание аллергической реакции начинать надо буквально с нескольких ягодок, в период адаптации в один день не предлагать малышу ягоды разных растений. Но этому и сама природа способствует: вот на кустах малины стали видны единичные спелые плоды, и только через несколько дней можно будет собирать настоящий урожай.
Во избежание потерь витаминов, ягоды лучше давать ребенку "с куста" - конечно, помыв при необходимости. Из этих же соображений любые блюда стоит готовить из свежесобранных плодов и съедать сразу. Ягоды для компота лучше заливать кипятком и кипятить не более 3-5 минут. Избыток ягод хорошо заморозить, сделав полезные заготовки на зиму.
Чем же особенно полезны самые распространенные у нас ягоды?
Плоды малины содержат органические кислоты, в том числе салициловую, которая и обеспечила малине репутацию лекарства - противопростудного, потогонного, жаропонижающего средства. В этой ягоде много и других ценных компонентов - таких, как калий, кальций, железо, каротин, витамин С. Клетчатки в малине больше, чем во всех других ягодах, поэтому при заболеваниях желудка и кишечника ее не применяют в натуральном виде.
Черная смородина по содержанию витамина C не имеет себе равных в северных широтах, причем он хорошо сохраняется в любых заготовках из этой ягоды. Кроме того, в ее плодах содержатся фолиевая кислота, витамины группы B, провитамин A, много пектиновых веществ. Черная смородина запрещена детям с повышенным выделением солей оксалатов с мочой.
Красная смородина по содержанию витаминов близка к черной, но витамина С в ней несколько меньше. Сок красной смородины из-за своих прекрасных желирующих свойств облагораживает заготовки из других ягод. Очень похожа на красную белая смородина, отличающаяся более сладким вкусом. Противопоказаний в использовании этой ягоды нет.
Клубника содержит органические кислоты, витамины С, В1, В2, В6, РР, каротин. Часто вызывает аллергию.
Крыжовник содержит пектины, клетчатку, органические кислоты, минеральные элементы и витамины: C, P, E, а также витамины группы B и каротин. Сок из этих ягод можно пить свежим и консервировать на зиму, что является хорошим средством для борьбы с сезонным дефицитом витаминов.
Черника богата железом - 7 мг в 100 г (для сравнения: в говядине - около 3 мг на 100 г). Из растительных продуктов питания по содержанию этого минерала она уступает лишь шиповнику, чечевице и сое. Причем железо в чернике находится в таких соединениях, которые хорошо усваиваются организмом. За счет содержания большого количества дубильных веществ эти ягоды применяются в качестве противовоспалительного и закрепляющего средства при поносах.
Земляника богата железом, марганцем, медью, цинком, что очень полезно при анемии. В ягодах земляники содержится много калия, а также пектиновые вещества и органические кислоты. Основные витамины - С и фолиевая кислота. Спектр других витаминов тоже очень широк, это В1, В2, РР, Е, пантотеновая кислота. Земляника отличается содержанием значительного количества биофлавоноидов (витамина Р).
Занятия (3-5 лет)
Бумага плюс фантазия
Заботливые мамы просят няню и летом заниматься с малышом чем-то полезным: рисовать, лепить, вырезать, клеить, складывать из бумаги... А ребенок рвется на воздух, особенно когда погода хорошая. Как тут быть? Ну, во-первых, место для спокойных занятий можно оборудовать и на улице, возле дачного дома. А лепить из глины или раскрашивать камешки как раз удобнее не в помещении... А во-вторых, предлагаем вам освоить занятия, которые сочетают сосредоточение и развитие мелкой моторики с... совершенствованием моторики крупной во время подвижной игры! Для этого вам понадобится бумага, ровная поверхность и любое пособие по оригами.
- Помните, как складывать самолетик из тетрадного листа? Ну лодочку? Или лягушку? Если не помните совсем ничего, пролистайте любую книжку с оригами-схемами и освойте сложение фигурки, с которой затем вы с малышом могли бы поиграть. Запустить самолетик - у кого дальше? Устроить парусные гонки в тазу, дуя на бумажные кораблики. Принцип ясен? Тогда за дело.
- У вас и у малыша в руках по листу бумаги. Поэтапно складываете свой лист, ребенок повторяет за вами. Все действия обязательно проговариваете. Пусть фигурка малыша выйдет чуть кособокой - если он требует самостоятельности, дайте ему ее. Появление бумажной игрушки "из ничего" дети воспринимают как чудо. Но настоящее чудо - еще впереди!
- Теперь можно посоревноваться. Особенно хорошо это получается, если вы привлекли к занятиям кого-то из друзей малыша. Причем игра может быть как полезной, так и хулиганской. Заставить прыгать лягушку, нажимая ей на "хвост" поочередно каждым пальчиком, - это одно. А вот бросить с балкона самодельную бомбочку, наполненную водой - совсем другое!
- Набегавшись, можно вернуться к столу: изготовить целую флотилию или эскадрилью, возможно, раскрасить на свой вкус имеющиеся игрушки (если вы складывали из белой бумаги), сделать подарки соседям... Да мало ли что еще придет в голову в летнюю жару!
Использованы материалы журнала о маме и ребенке "Мама и малыш", сайта "Наш ребенок".
[Методические материалы]