Полезные кастрюли, "умный" мяч и послушная бумага
Содержание:
- Устное творчество (3-9 месяцев)
- Воспитание (9-18 месяцев)
- Домоводство (1,5-3 года)
- Играем на улице (3-5 лет)
- Играем дома (5-8 лет)
Ребенок учится постоянно - и больше всего тогда, когда до парты ему еще расти и расти. Няня это знает и использует - и способности малыша обучаться, и способность разных предметов ему в этом помогать. Обычные домашние вещи научат безопасному поведению, с обычным мячом веселее классифицировать предметы, а обычные ласковые руки позволят освоиться со своим телом.
Устное творчество (3-9 месяцев)
Потягунушки-порастунушки
Эта пестушка прежде широко использовалась матерями для приветствия проснувшегося ребенка и одновременно легкого массажа. Приговаривая, оглаживают тельце потягивающегося малыша, как бы очерчивая его контуры, и дотрагиваются до всех частей тела, о которых говорится в пестушке. В древности эта пестушка была еще и заклинанием благополучного роста и развития ребенка.
Потягунушки-порастунушки! Потягунушки-порастунушки! А в ножки - ходунушки, А в ручки - хватунюшки, Поперек - толстунюшки, А в ушки - слышунюшки, А в глазки - глядунюшки, А носику - сопунюшки, А в роток - говорок, А в головку - разумок! |
Воспитание (9-18 месяцев)
Безопасный дом
В идеале для ребенка такого возраста вообще не должно быть запретов трогать те или иные вещи - в стенах дома, конечно. Чем больше малыш слышит "нельзя", тем меньше представлений об окружающей действительности он получит. Все, что он трогать не должен, довольно легко убрать - с глаз долой или повыше. Все, что позволяется брать, открывать, выкладывать, ощупывать, мусолить, не должно представлять угрозы здоровью, а вот формировать жизненный опыт крохи - может. (Естественно, "разрешенное" и "получше спрятанное" должно быть одно и то же у мамы, няни и всех остальных домашних.) Так, "спасать" ползунка от горячей батареи отопления вовсе не обязательно - достаточно соответствующим голосом и тоном сказать "горячо!". Несколько раз повторив этот опыт, малыш станет "почтительно обходить" ее стороной. А вот блендер с острыми ножами из нижнего ящика кухонного шкафа лучше переложить куда-то повыше, заменив небьющимися кастрюлями, с которыми ребенок при случае может и поиграть.
Итак, вместо того чтобы повсюду ставить блокираторы и загородки, обратим внимание на потенциально опасные места в квартире и по возможности "нейтрализуем" их.
На кухне: мусорное ведро; нагревающийся корпус духовки; неустойчивые табуретки.
В прихожей: средства ухода за обувью; сама обувь; коляска.
В ванной: стиральные порошки и прочие средства бытовой химии; ершик для чистки туалета.
В комнатах: растения в горшках на низких подставках; теле-, видео- и аудиотехника и кассеты-диски к ней; тумбы и столики на колесах, особенно легкие; напольные сушилки для белья.
Домоводство (1,5-3 года)
Вокруг пятна
Ребенок научился есть самостоятельно? Теперь на его одежде нередко будут появляться пятна - обычно аккуратности малыши учатся дольше, чем правильному обращению со столовыми приборами. Как свести к минимуму количество испорченных вещей?
Правило первое: надевайте спецодежду. За столом это будет слюнявчик (очень удобны с застежкой на липучке), при рисовании красками - специальный передник или футболка большого размера. В теплое время года можно кроху, наоборот, раздеть перед трапезой - а потом хорошенько умыть.
Правило второе: застирывайте сразу (то есть так скоро, как это возможно). Остатки молочных продуктов, каш, приготовленных овощей обычно бывает достаточно просто смыть прохладной водой; жирные пятна хорошо посыпать тем порошком, которым вы обычно стираете, и немного потереть. Для пятен от соков, свежих фруктов и ягод есть много "народных" способов, но надежнее всего современный жидкий пятновыводитель-отбеливатель (типа "Vanish").
Правило третье: профилактика. Учите малыша пользоваться салфеткой за столом. Проверьте, удобно ли ему сидеть: не слишком ли высоко/низко и т.п. Ближе к трем годам можно учиться правильно есть фрукты: не кусать от целого персика, обливаясь соком, а разрезать на кусочки и аккуратно отправлять их в рот. Вообще хорошая сервировка и соблюдение норм этикета способны свести количество оплошностей за столом к минимуму.
Играем на улице (3-5 лет)
Мяч по кругу
Знакомая ситуация: есть мяч, есть 2-4 ребенка, которые не прочь поиграть, но ничего кроме футбола в голову не приходит. Дети в этом возрасте обычно уже умеют ловить мяч, но обращаются с ним еще не очень-то свободно. Вот несколько игр, которые разовьют их умения.
Баскетбол. "Корзиной" будут служить руки взрослого, сомкнутые перед грудью в кольцо. Дети выстраиваются в затылок друг другу и по очереди забрасывают мяч. Можно договориться, что в "корзину" мы будем собирать что-то определенное: игрушки, например, или фрукты, или овощи, или предметы одежды. Тогда каждый про себя придумывает подходящий предмет и, забрасывая мяч, громко называет его.
Съедобное-несъедобное. Традиционный вариант игры: дети встают в одну линию, водящий взрослый кидает мяч всем по очереди, произнося названия съедобных и несъедобных предметов. В первом случае мяч ловят, во втором - отбивают. Если игрок среагировал правильно, он продвигается на шаг вперед. Тот, кто дойдет до водящего первым, сам становится водящим. А можно играть по кругу: каждый игрок задает другому слово и бросает мяч. Тот ловит или отбивает, затем сам бросает следующему, и т.п.
Картошка. Для этой игры нужны двое взрослых: один будет "картошкой" (сидеть в центре круга и ловить упущенный игроками мяч), другой в кругу будет помогать детям. Надо перебрасывать мяч друг другу так, чтобы он не достался "картошке".
Играем дома (5-8 лет)
Мозаичное полотно
Ваш подопечный, конечно, уже знает, что такое аппликация, умеет работать с ножницами и клеем. Попробуйте освоить новую технику, для которой ножницы как раз и не нужны. Бумагу (лучше всего страницы с картинками из ненужных иллюстрированных журналов) мы будем рвать на мелкие кусочки, и из них, как из мозаики, собирать изображение.
Сначала вместе с ребенком простым карандашом наметьте эскиз, который будете затем заклеивать. Можно обвести (перевести из книжки) какой-то контур (дерева, зверя, птицы), можно нарисовать самому.
Затем пусть малыш выберет цветовую гамму для своей работы - и можно приступать. Отрываем маленькие неровные кусочки бумаги и наклеиваем (лучше клеем ПВА), заполняя очерченное карандашом пространство.
Секрет в том, что делать это можно довольно хаотично - и все равно картина получится интересной. А можно кусочки "мозаики" подбирать точнее, стараться передать окраску животного, волны на море, переливы цвета и полутона. И усидчивым, и креативным предоставляется широкий простор для творчества!
По материалам журнала "Наш малыш", центра перинатального воспитания и поддержки грудного вскармливания "Рожана".
[Методические материалы]