Раскрашиваем шарики, клеим календарь и печем пирожки
Содержание:
- К Новому году (9 месяцев - 1,5 года)
- Полезные навыки (1,5-3 года)
- Домоводство (3-5 лет)
- Психология (5-8 лет)
Подготовка к Новому году в самом разгаре. Но в отличие от большинства населения, наши няни проводят время не в магазинах и на распродажах, а со своими подопечными. Поэтому и готовиться будем по-домашнему - а необходимый инвентарь и расходные материалы попросим доставить родителей.
К Новому году (9 месяцев - 1,5 года)
Самодельные шары
Некоторые читательницы, наверное, удивятся: с таким крохой - и готовить какие-то поделки? Да-да, это вполне реально - и даже очень весело! Ведь малыш этого возраста вполне уже способен мять бумагу, размазывать краску и что-то к чему-то прилеплять...
Мнем. Вам понадобятся: листы белой и блестящей упаковочной бумаги, яркие страницы из старых журналов, большие куски фольги, тонкая упаковочная лента. Пусть малыш, подражая вам, сминает в руках любой из этих листов, стараясь придать ему форму шара. С фольгой это получится легко, с журнальной и обычной бумагой - чуть сложнее, а жесткая упаковочная бумага вообще сразу норовит вернуть себе прежнюю форму и не хочет сминаться... Скатанными шариками можно покидать в цель (тазик, корзинка) или друг в друга, как снежками, а потом, в свободную минуту, няня просто несколько раз обмотает их ленточкой и сделает на ее конце петельку. Вот и готовы первые самодельные игрушки!
Красим. Для этой и следующей поделки в качестве заготовок понадобятся легкие пластиковые шары желательно светлых тонов - их можно найти на распродажах елочных украшений. Также нужна мягкая (вроде фильтровальной) бумага и гуашевые краски (если позволят родители малыша - то краски с блестками). Обклейте бумагой несколько шаров - неважно, если на них останутся выпуклости, неровности и т.п. Если у ребенка уже есть опыт рисования, пальчиками или кисточкой, то можно сразу приступать к делу, если размазывать краску предстоит впервые, лучше потренироваться сначала на ровном листе бумаги. Идея в том, что малыш оставляет любые цветные следы на бумажной поверхности шара - возя по нему кисточкой или пальцами, измазанными в краске. Получается просто произведение искусства - вот увидите!
Клеим. Помимо пластиковых шаров здесь понадобится двусторонний скотч и мелко нарезанная мишура, дождик, конфетти и т.п. Вы обматываете шар скотчем, ставите перед малышом поднос с "нарезкой" - и дальше он может или катать шарик по подносу, или прилеплять блестки к шарику пальчиками. Как получится - так и получится. В любом случае это будет неподражаемо!
Важно: второй и третий варианты уместны в том случае, если ребенок уже не тянет в рот что попало или слушается вашего предостережения "Это не едят!", сказанного серьезным голосом.
Полезные навыки (1,5-3 года)
Необычный календарь
Закрепить первые представления о смене сезонов поможет простое пособие, которое уместно изготовить с малышом в последние дни старого или первые дни нового года.
Вам понадобится: квадратный лист картона 50х50 см или больше; рисунки или фотографии, запечатлевшие узнаваемую зиму, весну, лето и осень; цветная бумага; циркуль, карандаш, линейка, ножницы, клей, металлическая скрепка для бумаг.
- Начертите на листе картона круг возможно большего диаметра и расчертите его на 4 сектора (это будут времена года). Из того же центра начертите круг меньшего диаметра (примерно 1/3 от большого) и в нем каждый сектор расчертите еще на 3 - это будут месяцы. Вырежьте большой круг. Из обрезков картона вырежьте стрелку наподобие часовой - ее можно раскрасить или обклеить цветной бумагой.
- Поговорите с малышом о временах года - чем они отличаются друг от друга, что особенного происходит в природе летом, зимой, осенью и весной. Вместе выберите из запасенных вами иллюстраций те, что ему особенно понравятся. Имеет смысл за один раз подбирать картинки только для одного времени года.
- Наклейте на сектора времен года соответствующие им картинки. Можно сделать это в стиле коллажа, а может, все пространство, отведенное для данного сезона, займет всего одна репродукция. Сделайте подписи: "Зима", "Весна" и т.п.
- На мелкие сектора в центре, соответствующие месяцам, наклейте цветную бумагу подходящей гаммы, подпишите (чуть мельче, чем сезоны) названия месяцев. Эту часть работы, кстати, можно делать постепенно, с наступлением каждого нового месяца - так у вас с ребенком появится повод еще раз вернуться к пособию.
- Расправленной скрепкой проткните стрелку и круг-календарь, с каждого ее конца скрутите небольшую спиральку. Так стрелка сможет двигаться по кругу. Вместо стрелки нужно место на календаре может указывать и обычная бельевая прищепка.
- Повесьте календарь на стену и почаще "сверяйтесь" с ним.
Домоводство (3-5 лет)
Домашние пирожки
Конечно, есть среди нянь и превосходные кулинары, богатые собственными рецептами пирогов и пирожков и имеющие огромный опыт их изготовления. А для тех, кто хотел бы попробовать свои силы в истинно новогодней стряпне, предлагаем проверенный и несложный рецепт дрожжевого теста.
Тесто: 0,5 л молока, 250 г маргарина, 50 г дрожжей, 2 яйца, 1 ст. сахарного песка, 0,5 ч.л. соли, 1 кг муки. Маргарин растопить, добавить теплое молоко, растворить в этой смеси дрожжи. Яйца сбить с сахаром и соединить все компоненты кроме муки. Тщательно перемешать и поставить на 7 часов. Затем добавить муку, дать тесту подойти и можно разделывать.
Начинка: любое густое повидло; капуста с яйцом; картофель с грибами и жареным луком; мясо с жареным луком; мясо с капустой.
Психология (5-8 лет)
Правила о требованиях и запретах
В прошлый раз мы говорили о важности правил и ограничений в жизни ребенка и предложили способ, как найти золотую середину между попустительским (все разрешающим) и авторитарным стилями воспитания. На этом пути взрослым важно следовать еще трем правилам.
Вот одно из них: требования взрослых не должны вступать в противоречие с важнейшими потребностями ребенка. А среди этих потребностей есть и такие, о которых мы не так часто задумываемся, считая их баловством или попросту плохим поведением. Ребенку необходимо много и разнообразно двигаться (бегать, лазить, играть в мяч, передвигаться по пересеченной местности), необходимо исследовать предметы и пробовать силы в овладении ими. Если учитывать все это, "можно" и "нельзя" придется пересмотреть. Можно бегать по грязи и лужам - но в соответствующей одежде и обуви. Можно лазить по деревьям - но для этого нужны свободные от варежек руки, и легкая обувь или босые ноги, а это возможно только летом. Можно сильно бить по мячу - но не рядом с проезжей частью и так, чтобы никто из окружающих не пострадал. Можно работать папиной отверткой, но под присмотром взрослых.
Таким образом, в желтой (действую сам в некоторых границах) и зеленой (действую по своему усмотрению) зонах, о которых мы говорили, появляется все больше занятий. Полезно время от времени - раз в два-три месяца, по мере взросления ребенка и принятия им на себя ответственности за свои поступки - пересматривать содержимое этих зон.
И, конечно же, никакой семейный свод правил не будет являться таковым, если по его поводу у разных взрослых имеются разные мнения. Прежде чем преподноситься ребенку, правила (ограничения, требования, запреты) должны быть согласованы взрослыми между собой. Особенно это актуально в семье, где много времени с ребенком проводит няня. Как заместитель главного воспитателя (обычно мамы) она проводит в жизнь ее требования - и важно, чтобы их поддерживали и остальные взрослые члены семьи. Это и сохранит нервную систему малыша, и укрепит авторитет няни и остальных взрослых. Изменение (ослабление, нарушение) требований взрослым стоит обсуждать один на один, без ребенка.
Важно также, как будет звучать требование или запрет. Выбирайте дружественно-разъяснительный, а не повелительный тон: запрет и так труден для ребенка, а властный или сердитый тон только усугубляет ситуацию. Любой запрет стоит обосновать: вместо "Потому что я так сказала" лучше дать короткое объяснение - "Потому что уже поздно" и т.п. Объяснение должно быть коротким и произноситься один раз. Следующее за ним "почему" со стороны ребенка вызвано не тем, что он не понял вас, а желанием все-таки настоять на своем. Здесь уместно использовать активное слушание. Также полезно строить запрещающие фразы безлично, избегая "Ты-сообщений" ("Конфеты едят после обеда" вместо "Не трогай конфеты!").
Использованы материалы книг Ю.Гиппенрейтер "Общаться с ребенком. Как?", сайта "Наш ребенок".
[Методические материалы]