Семь вещей, к которым нельзя принуждать
Воспитание — необходимый этап формирования личности. Но некоторые родители ошибочно понимают под воспитанием полный контроль за действиями, словами и даже настроением ребенка. К сожалению, такой подход не формирует, а калечит характер. Семь вещей, к которым нельзя принуждать ребенка, если вы не хотите вырастить из него слабого, депрессивного и зависимого взрослого.
Не заставляйте ребенка есть. Ни одно живое существо не даст себе погибнуть при наличии пищи; ни один звереныш в природе не ест против своей воли. Напротив, еда является наградой, удовольствием, долгожданным утолением голода. Наш организм эволюционно настроен на недостаток еды, поэтому потребляет столько, сколько ему требуется, а порой и немного больше. Так что заставлять кого-то есть противоестественно. Насильственное кормление собьет ребенку естественные циклы организма, а главное, разучит прислушиваться к своим потребностям. Привычка без желания и против воли класть что-то в рот и пережевывать впоследствии может привести к ожирению, потребности грызть несъедобные предметы вроде ручек и карандаша (ведь в детстве рот постоянно был чем-то занят, и это не было связано с аппетитом), и даже к курению.
Не заставляйте его лгать. Как вы сможете объяснить ребенку, что врать маме и папе нельзя никогда, а "тете доктору" или бабушке иногда можно? Дети не понимают таких сложностей как ложь во спасение и политика двойных стандартов. Принципы должны быть четкими: врать или можно или нельзя. Заставив ребенка один раз соврать бабушке или врачу, не удивляйтесь потом, что он врет и вам. Вы сами его этому научили.
Не заставляйте ребенка просить у прощения, если он сам к этому пока не готов. Неискренние извинения примерно то же самое, что и ложь. Если он ударил кого-то в песочнице, довел до слез, отобрал игрушку — объясните, что чувствует обиженный им человек. Прежде чем произносить заученную фразу, ребенок должен осознать свою провинность. Иначе он не научится думать о чувствах других людей и будет считать, что произнесения нескольких лицемерных слов достаточно, чтобы загладить ошибку.
Заниматься неинтересным ему делом. Дети дошкольного возраста учатся, играя. Это область их наиболее интенсивного развития: в игровой форме малыши осваивают новые модели поведения (дочки-матери, ученик-учитель, продавец и покупатель в магазине), учатся считать, читать, запоминают стихи и песни. К сожалению, в этом возрасте очень легко привить ребенку отвращение к учебе, спорту или музыкальным занятиям — достаточно заставлять его заниматься тем, что ему не нравится. Так он не научится искать дел, которые по-настоящему интересны ему и проносят радость. Лет через восемь-десять это обернется проблемами с профориентаций, отсутствием целей и интереса к жизни. Именно их "задавленных" насильственной активностью детей получаются апатичные юноши и девушки, которые сами не знают, чего хотят.
Надолго оставаться в нелюбимом месте, ночевать там, где ему некомфортно, оставаться наедине с людьми, которых он не любит или боится. Не оставляйте ребенка с нелюбимой няней, тетей или бабушкой, у которых он не любит оставаться. Во-первых, это чревато серьезными психологическими травмами. Во-вторых, личность ребенка будет подавлена, и он надолго запомнит состояние пешки, с желаниями которой никто не считается. Это очень вредно для его самооценки и морального состояния. Лучше осторожно расспросите, почему он не любит проводить время с этими людьми или в этом месте. Возможно, после его рассказа вы и сами решите, что малышу нечего там делать.
Дружить с кем-то. Разумеется, неплохо поощрять ребенка идти на контакт с другими детьми. Родители могут создавать ситуацию, подталкивая детей общаться: приглашать гостей с другими малышами, выходить гулять на площадку и в песочницу. Но не заставляйте ребенка дружить с детьми, которые ему не нравятся, только потому, что вы считаете их подходящей компанией. У вашего ребенка свои душевные потребности и свое представление о людях, с которыми ему легко и хорошо. Умение выбирать себе друзей в детстве перерастает затем в умение выбрать себе работу, любимого человека, окружение. Не лишайте его этих способностей.
Быть не таким, какой он есть. Самое ужасное чувство — чувство стыда за себя. Не говорите ребенку, что он нехорош такой, какой есть, и должен стать каким-то другим — более спокойным, или, наоборот, более раскованным, менее застенчивым. Не заставляйте его притворяться веселым, если ваш малыш по натуре — тихий и задумчивый. Не указывайте ему постоянно на его реальные или мнимые недостатки. Семья — это место, где люди любят друг друга таким, какие они есть. Только в такой обстановке человек может становиться лучше.
Яна ФилимоноваЖенский интернет-журнал Missus.ru
[Статья]