Работа няней >> Нянина копилка

Съедобные краски, несъедобные растения и яблоки про запас

Содержание:

Сегодня наша дачная няня отправляется в огород. Надо собрать упавшие яблоки - и вместе с малышом приготовить из них полезные запасы на зиму. Надо оградить кроху от опасных растений и собрать сочные цветные плоды - для первых уроков рисования. Да и план участка можно изобразить, только "выйдя на местность". Многих вам сил и хорошей погоды, дорогие няни!

Изобразительное творчество (9 месяцев - 1,5 года)

Съедобные рисунки

Рисовать и вообще заниматься каким-то творчеством с детьми такого нежного возраста стало принято совсем недавно. Что-то педагоги позаимствовали у детей постарше и адаптировали к возможностям годовалых малышей, что-то придумали специально для них. В этом возрасте рисование, больше похожее на пачканье бумаги, преследует цель скорее ознакомления с разнообразием мира предметов и их свойств. Поэтому кроме собственно красок (гуашевых или специальных пальчиковых) ребенку можно дать и другие вещества, оставляющие след, - например, съедобные.

  1. Если в вашем распоряжении овощи и ягоды с огорода и соковыжималка, дайте малышу в качестве краски сок свеклы, моркови, петрушки, черной смородины, ежевики и т.п. Рисовать можно пальцем, ладошкой, кисточкой и даже маленькой чайной ложкой.
  2. Из тех же овощей, а также картофеля, кабачка, репы, яблока (возможно, имеющих не очень "товарный вид") можно вырезать печатки. Например, очищаем от кожуры половину картофелины такого размера, чтобы поместилась в кулачке у малыша, другу половину оставляем в кожуре - за нее он будет держать печатку. На очищенной части острым ножом вырезаем какой-то выступающий силуэт - цветок, грибок, елочку - желательно, что-то узнаваемое и знакомое ребенку. Покажите малышу, как можно прикладывать печатку к листу бумаги и получать изображение (если печатка сделана из красящего овоща, например, свеклы), или продемонстрируйте, как нужно обмакнуть ее в краску, а потом уже "печатать".
  3. Густая "краска" получается из любой каши-размазни, подкрашенной тем же соком из овощей или ягод. "Рисовать" такой краской можно как на бумаге, так и на пластмассовом подносе нейтрального цвета или даже на маленьком столике, прикрепляемом к детскому высокому стульчику. Кстати, это занятие может отвлечь кроху на то время, пока вы что-то готовите.
  4. Можно рисовать и по сухой крупе - например, манке, рассыпанной тонким слоем на подносе. Встряхнув поднос, получаем опять "чистый лист".

Напомним, что листы бумаги (если вы рисуете на ней) должны быть как можно крупнее - большие куски обоев, оборотная сторона старых календарей и т.п. Все эти "эксперименты" сопряжены с последующей уборкой и отмыванием ребенка - так что по возможности их лучше перенести на улицу, а малыша или совсем раздеть, или нарядить в специальную "художественную" футболку, на которой не страшно оставлять пятна.

Безопасность (1,5-3 года)

Эту ягодку не едят

Малыш первого-второго года жизни многое тянет в рот. Как защитить кроху от опасностей в виде несъедобных ягод и грибов, появляющихся в конце лета и на дачном участке, и за его пределами? Вот несколько советов для няни и ее подопечного.

  1. Возьмите за правило примерно раз в месяц осматривать пределы дачного участка на предмет опасных растений, которые могут привлечь внимание ребенка - в первую очередь, яркими ягодами. Вот самые опасные в смысле возможного отравления растения Средней полосы:
    • листья болиголова (напоминают листья петрушки),
    • плоды ландыша,
    • ягоды бузины и крушины (последние напоминают мелкие вишенки),
    • вороний глаз (ядовито все растение, но особенно - плод, красивая ягода, похожая на крупную чернику, "на фоне" 3-4 зеленых листьев),
    • волчье лыко (россыпь ярких красных ягодок на зеленом стволе растения),
    • борщевик (высокое, крупнолистное растение, вызывает сильные раздражения на коже),
    • белладонна (ягоды напоминают мелкие вишни, сладковатые на вкус),
    • черная белена (все части растения очень ядовиты, но больше всего детей привлекают коробочки с семенами, напоминающие маковые зернышки).
  2. Прививайте ребенку привычку - все, что он нашел (сорвал, выкопал, поймал и т.п.), он должен принести или показать ответственному за него взрослому (вам, маме, бабушке и т.п.). Установка "Я очень хочу посмотреть, что ты нашел" плюс одобрение действий малыша "работает" значительно эффективнее, чем запреты. Если ребенок только показывает вам привлекшую его внимание ягодку, стоит назвать ему растение, охарактеризовать саму ягодку и обозначить ее принадлежность к съедобному или несъедобному миру: "Да, это ягоды калины. Смотри, сейчас они еще желтоватые, но скоро станут совсем красными. Они невкусные, мы их не едим".
  3. Двух-трехлетнему малышу можно сменить установку на следующую: "Давай не будем рвать, а будем любоваться". Ребенок этого возраста вполне способен понять, как красив живой цветок на поляне - и как быстро он увядает сорванный, даже в баночке с водой. У малыша, который с уважением относится ко всему, растущему вокруг него, и не привык рвать все подряд, значительно меньше шансов пострадать!
  4. И еще один принцип, которым можно руководствоваться с детьми от 2-3 лет, особенно во время прогулок по лесу: "Берем только то, что знаем". В самом деле, пытаясь запомнить по картинкам и описаниям съедобные грибы и ягоды, путаются и многие взрослые, не говоря о детях. А с этой установкой большинство растений и грибов автоматически переходят в разряд непригодных в пищу, а круг того, что "берем", резко сужается: "Это земляника. Мы ее собирали с мамой. Можно есть". При этом никто не мешает постепенно, при соответствующем интересе ребенка и взрослого расширять свои знания биологии и собирательский опыт и "узнавать" все новые и новые растения и грибы.

Домоводство (3-5 лет)

Пора яблок

В Подмосковье на них этим летом явный урожай, поэтому мы решили рассказать дачным и городским няням, как можно использовать это изобилие. Кстати, если ваш подопечный уже умеет обращаться с ножом и знаком с правилами резки (на доске, от себя и т.п.), вы можете привлекать его в помощники - летние сорта яблок, особенно те, что уже упали с дерева, как правило, довольно податливы и режутся легко. Итак, вот несколько яблочных рецептов.

Напиток. Нарезаем яблоки дольками, заполняем ими до верху кастрюлю, заливаем кипятком и ставим на огонь. Яблоки должны покипеть 5-7 минут, после чего снимаем кастрюлю с огня и оставляем напиток настаиваться. В еще теплый добавляем сахар по вкусу (часто он бывает не нужен), после остывания процеживаем.

Повидло. Яблоки нарезаем дольками и засыпаем сахарным песком из расчета на 1000 г яблок 600 г сахара. Когда яблоки дадут сок, ставим на маленький огонь в духовку или на плиту - на рассекатель пламени или на водяную баню, чтобы не подгорели. Время от времени перемешиваем. Через 1-2 часа медленного кипения можно разложить горячее повидло по банкам для консервирования и укупорить крышками. Более однородное повидло получается из яблочных долек без кожицы.

Витаминное варенье. Нарежьте яблоки дольками. Приготовьте чистые банки для консервирования и широкую кастрюлю, в которой их поместится несколько. Налейте в кастрюлю столько воды, чтобы банки были погружены в нее "по плечики", и поставьте ее на маленький огонь (чтобы получилась водяная баня). Начинайте заполнять банки яблоками, послойно пересыпая их небольшим количеством сахарного песка. При нагревании яблоки быстро дадут сок. Когда все банки будут почти до краев заполнены яблоками с сахаром, а сверху выступит сок, банки можно укупорить.

Окружающий мир (5-8 лет)

А мы пойдем по плану...

Ребенку этого возраста уже под силу оперировать отвлеченным понятиями, и эти его способности можно использовать и развить, играя в карту или план - например, дачного участка, где вы живете летом.

Вам понадобятся: большие листы бумаги в клетку или миллиметровки; простой и цветные карандаши; линейка; простой атлас с набором топографических знаков.

Начать можно с того, что попробовать просто зарисовать участок, пока без учета масштаба. Предложите ребенку: "Представь, что мы с тобой поднялись над нашим домой и участком на воздушном шаре или вертолете. Поднялись невысоко - так, что нам виден весь забор и все, что расположено на участке. Давай попробуем нарисовать, что мы увидим".

После того, как работа будет выполнена, похвалите рисунок и предложите прогуляться по участку с рисунком в руках и посмотреть, не забыли ли вы чего-то. Можно дорисовать забытое по ходу прогулки и в подходящий момент обратить внимание ребенка на несоблюдение масштаба (только сделать это простыми словами). Можно сказать: "Посмотри, между домом и воротами примерно такое же расстояние, как между домой и вот этой яблоней. А на рисунке ворота получились далеко, а яблоня - очень близко, она как будто подпирает дом". Предложите ребенку показать, как составить точный план участка - на котором все будет как в действительности, только в несколько раз меньше.

Чтобы такой большой участок "поместился" на листе бумаги, предложите один шаг ребенка изображать одной клеточкой. Например, пусть малыш измерит шагами длину забора. Вы можете идти рядом и помогать считать шаги. Потом отложите отрезок нужной длины на вашем плане. Так постепенно отмеривайте шагами и отмечайте на бумаге расстояния от объекта до объекта (от забора до дома, от угла дома до туалета, от одного дерева до другого). Можно использовать принятые топографические обозначения, а можно рисовать по-своему. Обязательно рядом с планом зарисуйте перечень условных обозначений и подпишите его.

Обратите внимание ребенка на то, что на план попадают только неподвижные объекты - так, качели, которые вы время от времени переставляете на газоне, обозначать не надо.

Эту работу можно растянуть на много дней, поделив на маленькие этапы. Заканчивать каждый этап надо до того, как ребенку станет скучно или он устанет. В процессе у малыша разовьются пространственное и абстрактное мышление, навыки счета, работы с карандашом и линейкой. Для постепенной подготовки младшего школьника к предстоящей скоро учебе - то, что нужно!

Использованы материалы журнала "Наш малыш", сайта "Наш ребенок" (www.ourbaby.ru)


[Методические материалы]

Отправить свой рассказ



© 2002-2024, Бонна.ру
info@bonna.ru, Bonna.ru
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.
Политика обработки персональных данных