Строим туннель, играем с мозаикой и вспоминаем правила первой помощи при травмах
Содержание:
- Подвижные игры (9 месяцев – 1,5 года)
- Здоровье (1,5-3 года)
- Домоводство (3-5 лет)
- Спокойные занятия (5-8 лет)
Надеемся, ваши подопечные успешно и безопасно осваивают окружающее пространство – ведь весной и летом его границы расширяются. Маленькому ребенку уверенности придадут подвижные игры, а дошкольник станет внимательнее с помощью игр дидактических. Но все равно лечить царапины и ссадины этой весной и летом придется – особенно если вы няня мальчика! Поэтому вспомним правила оказания первой помощи. А заодно запишем два новых рецепта.
Подвижные игры (9 месяцев – 1,5 года)
Доступное пространство
Малыш конца первого – начала второго года жизни активно занят освоением новых движений. Помочь ему можно, организовав несложные игры.
Вверх и вниз. Взбираться можно не только по лестнице, но и по установленной под небольшим наклоном гимнастической доске (доске для жима от домашнего спорткомплекса). Причем делать это можно как ползком, так и пешком – в этом случае первое время понадобится поддержка взрослого. А еще можно сесть на диван, вытянуть ноги и, поддерживая ребенка за руки, дать ему взобраться по такой живой "горке" к вам на колени. Награда за целеустремленность – крепкие объятия!
Туннель. Для его сооружения годятся стулья, диванные подушки, большие картонные коробки, открытые с двух сторон, туристические коврики, свернутые в трубу. Если туннель получился узковат для вас самих, прокатите по нему мячик или, поставив ребенка с одной стороны, загляните с противоположной и позовите к себе. Малыш поймет, что от него требуется, и ползание по туннелю на какое-то время станет его любимым занятием.
Поддержка. Малышу, который умеет, но опасается ходить самостоятельно, можно дать подержаться за обруч или легкую палку в ваших руках. Это совсем не то, что висеть на руках у взрослого! Чем увереннее ребенок будет держать равновесие, тем меньше будет налегать на вспомогательное средство. Еще один способ – ходить, толкая перед собой тележку с ручкой или кукольную коляску (она должна быть достаточно устойчивой).
Тяни-толкай. Есть игрушки, уже укомплектованные палочками для толкания перед собой (часто они издают звуки при движении). К машинкам и другому транспорту мы сами привязываем веревочки, чтобы ребенок тянул их за собой при ходьбе. Но к машинке можно попытаться самостоятельно присоединить и палочку – тогда ее можно толкать. А тянуть за собой можно и небольшую лодочку, если привязать к ней веревку подлиннее и водить ее, гуляя вокруг лужи.
Здоровье (1,5-3 года)
Легкие травмы
В теплое время года наши дети больше времени проводят на улице, одеты минимально, и неудивительно, что вероятность травм, сопровождающихся кровотечением, возрастает. Как правильно оказать первую помощь пострадавшему и в каких случаях ему необходим врач?
Небольшие линейные травмы поверхностного слоя кожи называют царапинами, чуть большие по площади – ссадинами. При порезах бывают повреждены все слои кожи и иногда даже мягкие ткани. Вот примерный порядок ваших действий.
- Промойте рану водой с мылом, сильно загрязненную – перекисью водорода.
- Остановите кровотечение. Это может быть необходимо в случае глубоких порезов. Осторожно, но энергично зажмите рану куском чистой ткани или марлевой салфеткой и держите, оказывая давление, до 15 минут. Если кровь просочилась через первую повязку, наложите поверх нее следующую – так вы не повредите уже образовавшийся сгусток крови.
- Обработайте края пореза спиртовым раствором йода или бриллиантовой зелени. Саму рану нет смысла заливать антисептиком: это только усилит боль и будет мешать заживлению.
- Наложите стерильную повязку на сухую чистую рану: сведите края пореза, наложите марлевый тампон и перебинтуйте или закрепите его пластырем.
Ссадины и царапины обычно не требуют повязки – кровь останавливается и заживление наступает быстрее, если их оставить открытыми. Пластырь может понадобиться, если царапины появились на "активных" участках тела – пальцах рук, коленях, ступнях. При необходимости накладывать повязку на ссадину надо тогда, когда на ране образуется корочка.
Обязательно покажите ребенка врачу, если:
- кровотечение не прекращается в течение 15 минут;
- глубокая рана требует наложения швов;
- края пореза широко расходятся при движении;
- при порезе есть опасность повреждения нервов и сухожилий (кисти, запястья);
- рана сильно загрязнена или в ней есть инородное тело (кусок стекла, камня, дерева и т.п.);
- вокруг раны появились краснота, припухлость, рана длительно не заживает.
Домоводство (3-5 лет)
Лаваш плюс
Тонкие листы бездрожжевого лаваша (его еще называют армянским) – прекрасная заготовка для различных закусок. Дети смогут и поучаствовать в их изготовлении, и оценить вкус новых блюд.
Рулет. Растереть до однородной массы 500 г мягкой брынзы "Фета" и 250 г сметаны. Добавить мелко нарезанную зелень кинзы (укропа, петрушки – по вкусу), измельченный зубчик чеснока. Получившейся массой смазать листы лаваша (3 шт.), положить их один на другой и свернуть рулетом. Завернуть в фольгу или пищевую пленку и положить на 6-10 часов в холодильник. Перед подачей на стол нарезать ломтиками толщиной примерно 1-1,5 см. Можно экспериментировать с вариантами начинки.
Кутабы. Для начинки взять равные части шпината, щавеля, зеленого лука или лука-порея, зелени кинзы и петрушки. Все мелко нарезать. Щавель и шпинат обдать кипятком и тушить с луком и зеленью до мягкости с небольшим количеством сливочного масла. Начинку остудить. Разрезать листы лаваша на квадраты примерно 15х15 см, положить на них начинку и закрутить трубочкой. Трубочки слегка обжарить на растительном масле и подавать к столу.
Спокойные занятия (5-8 лет)
Картонная мозаика
Навыки счета, конструирования, выполнения действий по образцу необходимо тренировать почти всем современным дошкольникам и младшим школьникам. Предлагаем вам вместе с подопечным изготовить простой набор форм для занятий. Для работы вам понадобится: 6 пустых спичечных коробков, 6 листов двухстороннего картона разных цветов, лист обычного картона, лист цветной бумаги, карандаш, линейка, ножницы, клей.
- Спичечные коробки положите в ряд на листе картона, плотно прижав их друг к другу длинной стороной, и обведите. Вырежьте размеченную полоску картона и еще одну такую же. Склейте коробки между собой, а сверху и снизу приклейте для прочности картонные полоски. Всю конструкцию можно для красоты обклеить цветной бумагой.
- В каждом отделении получившегося "пенала" будут храниться по 10 одинаковых по цвету и форме геометрических фигур: круг, круг меньшего диаметра, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник. Нарежьте их из цветного картона (каждая фигура – своего цвета). На "ящички" пенала наклейте опознавательные знаки – такие же фигуры, которые лежат внутри.
Как использовать это пособие?
Продолжи последовательность. Предложите ребенку "достроить" дорожку (например, для какого-то сказочного персонажа), начатую вами: маленький круг, квадрат, треугольник, маленький круг... Какую фигуру он положит следующей? Пусть дорожка будет настолько длинной, насколько хватит фигур в пенале (или сил у вашего подопечного). Если малыш допустил ошибку, пусть ее поможет исправить тот самый персонаж, "пройдя" по дорожке.
Сложи узор. С помощью геометрических фигур можно выкладывать силуэты машин и зданий, людей и зверей. Возможно, сначала вам придется самой построить картинку-другую, расспросить ребенка, на что это похоже, какая геометрическая фигура что обозначает в вашей конструкции. Затем можете попросить его самого создать подобный силуэт. Если малыш испытывает трудности, заранее заготовьте образцы – на листе белой бумаги карандашом нарисуйте схему, используя фигурки из пенала как трафареты. Теперь попросите ребенка "раскрасить" вашу конструкцию. Следующий шаг – построение своего силуэта по вашему черно-белому образцу.
Когда принцип "строительства" будет освоен, вы можете давать друг другу задания – сложить из фигур такое-то животное, растение и т.п. Прямые линии (лапы животных, руки-ноги людей и т.п.) можно заменять спичками.
Разноцветные коврики. Еще более сложное задание – "вписать" узор, состоящий из мелких фигур, в квадрат, прямоугольник, круг. Для этого вам надобятся листы цветной бумаги нужного размера и формы. Задания типа "раскрась коврик" помогут ребенку ориентироваться в понятиях "угол", "сторона", "середина" и т.п. Самое сложное – расположить узор по кругу. Для этого его можно поначалу расчертить на сектора.
Использованы материалы сайта "Наш ребенок"
[Методические материалы]