Учим цвета, собираем листья и налаживаем совместную деятельность
Содержание:
Маленьким детям не подходит "урочное" обучение - видеть, осязать, слушать стихи и усваивать какую-то информацию им надо одновременно. Поэтому няне предстоит быть во всеоружии - и для домашней игры, и для прогулки подобрать и книжки, и игрушки, и специальные картинки. Пригодятся еще бумага и краски. А для грамотного общения с воспитанником и книжку психологическую стоит почитать...
Играем дома (9-18 месяцев)
Цвета и детали
Продолжаем играть с картинками, специально разработанными психологами для маленьких детей. В пособиях издательского дома "Карапуз" представлены изображения предметов, которые малыш видит каждый день (яблоко, пирамидка, мячик), а также тех, которые мы не можем дать ему в руки (бабочка, гриб). У всех изображений немного деталей, широкий контур, сочные яркие цвета.
В этом возрасте можно уделить внимание цвету изображений и деталям. Знакомя малыша с новой картинкой, называйте цвет (начните с однотонных предметов: красных, желтых, зеленых). Покажите игрушки или домашние предметы того же цвета: "Формочка тоже зеленая, как и яблоко". Через несколько дней попросите ребенка показать вам хорошо знакомую уже картинку: "Где зеленое яблоко? Найди его".
Обсуждая с ребенком ту или иную картинку, называйте детали изображения: "Вот у неваляшки головка. А где у нее глазки?" и говорите о действиях, которые можно производить с этим предметом: "Разноцветный мячик сейчас поскачет - прыг-скок!". Помогайте малышу соотносить изображенные на картинке и реальные предметы: "У нас с тобой неваляшка желтая, а на картинке - красная".
Если вы переведете контур рисунка на бумагу и обведете его маркером (чтобы сохранить широкий контур), то у вас получится первая раскраска для малыша. Обмакнув пальчик в краску, ребенок оставит следы нужного цвета там, где привык его видеть на рисунке. Можно использовать специальные пальчиковые или гуашевые краски.
Играем на улице (1,5-3 года)
Кружатся листья...
Холодные дни и ночи оставляют все меньше листьев на деревьях. А под ногами - ковер из полыхающей всеми красками листвы. Самое время познакомиться с деревьями, их листьями, корой, ветвями и семенами поближе.
На прогулке обращайте внимание малыша на особенно красивые листья. Называйте и показывайте деревья, с которых они облетели. Поощряйте малыша подойти и потрогать ветку этого дерева, провести рукой по его коре. За одну прогулку акцентируйте внимание ребенка не более чем на трех видах деревьев (если, конечно, ваш подопечный - не маленький всезнайка, которому не бывает много информации - подавай еще!).
Об одном из деревьев расскажите подробно. Обсудите, какие у него листья (круглые, вытянутые, крупные резные, похожие на...), если есть возможность, рассмотрите взрослое дерево и тонкий прутик с листьями - будущее деревце, выросшее из семечка. Поищите семена этого дерева, поговорите о том, зачем им нужны "крылышки". Хорошо, если вы заранее подготовитесь к прогулке и найдете небольшое стихотворение или стихотворный фрагмент о дереве. Поискать стоит у русских классиков, а еще детские стихи о деревьях есть у замечательного поэта и переводчика Ирины Токмаковой - эта книжка с иллюстрациями художника Льва Токмакова неоднократно переиздавалась и самостоятельно, и внутри сборников. Вот, например, стихотворение о березе:
Если б дали березе расческу, Изменила б береза прическу. В речку, как в зеркало, глядя Расчесала б кудрявые пряди, И вошло б у нее в привычку По утрам заплетать косичку. |
Если собранные листья удастся донести до дома, высушите несколько из них между листами бумаги, под прессом. Потом, прикрепив лист дерева к чистому листу и надписав название, поместите ваше пособие в прозрачный файл. Так к концу осени вы соберете отличный наглядный материал, с которым можно будет заниматься, когда дорожки парка укроет снег. Остальные высушенные листья пригодятся для поделок.
В следующий раз остановитесь у двух "пройденных" деревьев и одного нового. Не спешите - вашему подопечному пока нужны не энциклопедические знания, а умение видеть красивое и узнавать интересное.
Психология (3-5 лет)
Зона ближайшего развития
Няне совсем маленького ребенка вменяется в обязанности в основном уход за ним, а вот няня для дошкольника - это уже няня-воспитатель. Родители малыша, а также перспектива детского сада или школы (то есть сама жизнь!) требуют от нее приучения ребенка к самостоятельности, обучения его основным навыкам, соответствующим возрасту. Как делать это наиболее эффективно?
Няни с педагогическим образованием, конечно же, знают о законе, открытом Л.С. Выготским, - "зоне ближайшего развития ребенка". Всем остальным скажем об этом психологическом законе несколько слов.
Известно, что в каждом возрасте для каждого ребенка существует ограниченный круг дел, с которыми он может справиться самостоятельно. За границами этого круга - дела, которые малышу под силу только при участии взрослых. Еще дальше - дела, вообще недоступные пока для ребенка. Мы хотим, чтобы количество дел, с которыми ребенок справляется сам, возрастало по мере его развития. Так вот возрастать оно может только за счет тех дел, которые сейчас малыш делает при участии взрослого. Иными словами, завтра ребенок будет делать сам лишь то, что сегодня он делал вместе с мамой (няней) - и именно за счет того, что это было "вместе". Зона дел "вместе" - это золотой запас ребенка, его потенциал на ближайшее будущее. Вот почему ее назвали зоной ближайшего развития.
Что следует из этого закона? Если вы хотите чему-то научить своего подопечного, делайте это вместе, постепенно, шаг за шагом, доверяя ему все больше, а себе оставляя все меньше. При этом если малыш сам чем-то увлеченно занят, не мешайте ему и не критикуйте. Если же ребенку трудно и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему. При этом возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому. И по мере освоения ребенком новых действий постепенно передавайте их ему. Помимо успехов в обучении чему-то, следование этому правилу помогает поддерживать с малышом ровные, благожелательные отношения.
Использованы материалы пособия "Показатели развития" Ю.А.Разенковой, Н.А.Урядницкой и Н.Д.Шматко издательства "Карапуз" и книги Ю.Б. Гиппенрейтер "Общаться с ребенком. Как?".
[Методические материалы]