Вредные ограничения, самодельные мюсли и зарядка "по-звериному"
Содержание:
Как увлечь малыша необходимыми движениями? Из чего приготовить полезный перекус для школьника? Что самое главное для ребенка начала второго года жизни? И как заниматься на пианино, если в музыкальную школу еще рано? На все эти вопросы няня получит ответы в очередной "копилке".
Воспитание (9 месяцев - 1,5 года)
Вредные ограничения
Ваш воспитанник вступает во второй год своей жизни. На что обратить внимание в общении, играх с ним, каким должен быть уход за малышом, если ему от 1 года до 1 года 3 месяцев?
Главные линии развитии ребенка этого возраста - познавательная активность, совершенствование речи и моторики, освоение социальных навыков. В развитии речи в этот период не происходит какого-то скачка: ребенок по-прежнему пользуется возгласами, подражательными речевыми реакциями и лепетными словами. Малыш уже очень многое понимает (может выполнить простые просьбы - что-то принести, показать), а произносит пока лишь отдельные слова. Умственное развитие в большой степени происходит за счет многообразных действий с предметами, в котором участвует взрослый. Малыш успешно пьет из чашки, старается овладеть ложкой, реагирует на мокрое и грязное. И, пожалуй, самое важное в этот возрастной период - это совершенствование ходьбы и развитие других крупных движений. Очень вредно ограничивать двигательную активность ребенка или отбирать у него предметы, с которыми он в данное время занимается. Обычно малыш реагирует на такие действия взрослого "неповиновением" и раздражением, менее активные дети могут, наоборот, проявить вялость, безразличие ко всему. Поэтому очень важно, чтобы "непозволительные" вещи не попадались ребенку на глаза - ведь теперь у него достаточно навыков, чтобы добраться до них (пододвинуть стул, забраться на него и достать с что-то с полки, комода и т.п.). Возможно, придется убрать и какую-то мебель, представляющую на этом этапе опасность (это лучше, чем каждый раз стаскивать малыша, например, с журнального столика).
Чему можно учить малыша?
Переносить легкие предметы (игрушки) на расстояние 3-5 метров, перешагивать невысокие препятствия (10-12 см).
Играть с дидактическими игрушками: перекатывать шары (мячи), складывать кубики, нанизывать кольца на стержень; вкладывать и вытаскивать один из другого игрушки-вкладыши (цветные колпачки, кубы); собирать и разбирать матрешки.
Отдельным облегченным словам ("га-га" - уточка, "ляля" - куколка, "топ-топ" - идти), а также новым "взрослым" словам.
Играть "рядом" с другими детьми (то есть не мешать играющему рядом товарищу); общаться с новыми взрослыми.
Замечать и правильно реагировать на мокрые штанишки, облитый нагрудник, грязные ладошки.
Уверенно держать в руках чашку, пользоваться ложкой, подавать предметы одежды при одевании.
Физкультура (1,5-3 года)
Звериные движения
В этом возрасте с малышом уже не удается проводить гимнастику, как с грудничком, - он норовит двигаться сам, а не под вашим руководством и не в ваших руках. При этом однообразие его быстро утомляет. Ребенок и так много двигается (если его не ограничивают), однако есть ряд движений, которые не так часто встречаются в его "репертуаре" и которые стоит стимулировать.
Легче всего это делать, рассказывая простую сказку и выполняя происходящие в ней действия вместе с малышом. Например, так, как предлагает автор журнала "Мама и малыш" Юлия Ильяшенко. "Жил был маленький котенок. Вот он проснулся, потянулся (стоя на четвереньках, прогибаем спинку, а затем выгибаем). Мама спросила котенка: "Ты больше не хочешь спать?" "Нет-нет" (мотаем головой). "А может, ты пойдешь гулять?" "Да-да" (делаем соответствующие движения головой). Отправился котенок гулять. Сначала он шел медленно, потом пошел чуть быстрее, а потом решил пробежаться. Прибежал котенок на луг, а там бабочки летают (бегаем и машем ручками), кузнечики скачут (прыгаем), ящерицы ползают (ползем или ходим на четвереньках). Потом котенок отправился в лес. А там ягоды да грибы растут (наклоны вперед), деревья стоят высокие-высокие (лежим на спине и поднимаем вверх ножки). Встретил котенок косолапого мишку и решил попробовать ходить, как он (ходим на внешней и внутренней стороне стопы), а потом увидел, как бегает рыжая лисичка, и тоже захотел так научиться (ходим и бегаем на носочках). А на дереве пушистая белочка зарядку делает - приседает. И котенку захотелось так же сделать (приседаем). Хорошо погулял котенок, устал. Прибежал домой и улегся отдыхать (ложимся на пол, расслабляемся, отдыхаем)".
Стоит заранее продумать движения, которые вы хотите включить в гимнастику, а также их разумную последовательность, затем подобрать к ним подходящих персонажей.
Музыка (3-5 лет)
Разное звучание
Один из вариантов музыкального развития ребенка этого возраста - совершенствовать слуховое восприятие с помощью различных игр. Заодно малыш освоится с клавиатурой пианино (или синтезатора).
Что звучало?
В эту игру можно играть и раньше 3 лет. Покажите малышу два предмета, которые могут издавать звуки при встряхивании, например, погремушку и коробочку с орехами. Потрясите их на глазах у ребенка. Потом спрячьте оба предмета себе за спину и погремите там одним из них. Затем достаньте предметы и предложите малышу угадать, что звучало. Постепенно можно усложнять задачу: увеличивать количество звучащих предметов (например, до пяти) и подбирать предметы, издающие более или менее похожий звук.
Угадай клавишу
На синтезаторе или на пианино пометьте фломастером две клавиши, находящиеся довольно далеко друг от друга, чтобы звуки сильно отличались по высоте. Нажмите на них по несколько раз. Затем пусть малыш отвернется, а вы нажмите только одну. ему останется угадать, какая из помеченных клавиш звучала. Постепенно усложняйте задания, увеличивая количество клавиш и уменьшая расстояние между ними.
Так же можно искать нажатую клавишу не из некоторого количества обозначенных клавиш, а в некотором выделенном диапазоне. Для этого отметьте фломастером начало и конец какого-то участка клавиатуры (в 10-20 клавиш).
Выше-ниже
Расскажите ребенку, что звуки бывают разными по высоте, и покажите это наглядно на инструменте. Нажимайте клавиши, издающие очень высокие и очень низкие звуки (говоря непрофессиональным языком - с правого и левого края клавиатуры), и говорите, какой звук пианино издает сейчас - высокий или низкий. Можно назвать высокий звук еще как-нибудь, например, тоненьким, писклявым, сравнить с кем-нибудь из живых существ, с птичкой или мышкой. Про низкие звуки можно придумать другие сравнения - медведь ревет или пароход гудит.
Когда ребенок хоть немного усвоит эти понятия, начните сравнивать звуки по высоте. Вы нажимаете любую клавишу, ребенок по вашей просьбе нажимает звук выше или ниже образца. Для начала "в открытую", то есть ребенок видит, какую клавишу вы нажали.
Потом пометьте фломастером несколько клавиш на инструменте. Ребенок отворачивается, вы нажимаете одну из них, он поворачивается и выполняет задание. Затем выделяете не несколько клавиш, а некоторый диапазон, как и в игре "Угадай клавиши".
Домоводство (5-8 лет)
Самодельные мюсли
В продаже сейчас достаточно этих продуктов "для завтрака", состоящих преимущественно из злаков и сухофруктов. есть более и менее вкусные, подороже и подешевле, с сахаром и без. Мы же предлагаем вам с вашим подопечным потренироваться в изготовлении подобного блюда. Во-первых, самое время пополнить рацион витаминами. Во-вторых, домашние мюсли вполне можно брать с собой в дорогу, на занятия, в школу в качестве полезного перекуса. В-третьих, детям этого возраста лучше всего на собственном опыте узнавать, откуда берется, из чего делается та или иная еда. В-четвертых, и девочкам и мальчикам нелишними будут навыки обращения с ножом.
Итак, возьмите: 500 г геркулеса, по горсти сухофруктов (кураги, изюма, чернослива, фиников), 3-4 ст. л. меда, 3-4 ст. л. растительного масла, по горсти любых орехов, которые можно есть ребенку (грецкие, кешью, арахис и т.п.), горсть сушеных бананов и горсть очищенных подсолнечных семечек.
Включаем духовку и оставляем на самом маленьком огне. На противень ровным слоем насыпаем геркулес, сбрызгиваем растительным маслом и разогретым до жидкого состояния медом. Ставим в духовку. Нарезаем сухофрукты мелкими кубиками, орехи измельчаем и небольшими порциями добавляем к геркулесу, каждый раз не забывая перемешивать все то, что на противне (для этого его удобнее вынуть из духовки). Весь процесс займет около часа. В самом конце добавляем изюм (иначе он может пригореть) и банановые чипсы.
Готовые мюсли можно есть сухими (чайной ложкой) или заливать - соком, йогуртом, кефиром, молоком.
Использованы материалы сайта Лены Даниловой "Раннее развитие детей", журнала "Мама и малыш".
[Методические материалы]