Все едим и на всем рисуем, а рассматриваем и воспитываем – с осторожностью
Содержание:
- Домоводство (9 месяцев - 1,5 года)
- Окружающий мир (1,5-3 года)
- Изобразительное творчество (3-5 лет)
- Психология (5-8 лет)
В сегодняшней "Няниной копилке" мы собрали еще несколько возможностей, которые предоставляет няням и их подопечным лето. Вы еще успеете угостить кроху всеми дарами сада и огорода, а с детьми постарше - порисовать на чем попало и рассмотреть всех не рассмотренных ранее насекомых. Хорошей погоды!
Домоводство (9 месяцев - 1,5 года)
Сад к вашим услугам!
Специалисты по грудному вскармливанию и естественному уходу за детьми убеждены, что до полутора лет малышу необходимо узнать вкус как можно большего числа продуктов. В последнее время и врачи-диетологи все чаще называют прикорм (который по последним рекомендациям вводится ребенку после полугода) ознакомительным - малыш, мол, пробует новые блюда, знакомится с их вкусами и консистенцией. Но не только, утверждают опытные мамы и бабушки. Ребенку от 6 до 18 месяцев очень важно увидеть все стадии, которые проходит еда, - как растет морковка, как ее дергают, моют и чистят, как режут, кладут в суп... Так у крохи формируется и умение выстраивать причинно-следственные связи, и уважение к пище и тому, кто ее вырастил и приготовил, и, в конечном итоге, нормальный аппетит.
К чему это все? А к тому, что если вам повезло проводить время с воспитанником на даче, то лучшего "полигона" для тренировки "всеядности" в хорошем смысле слова просто не найти. Что же можно предложить попробовать ребенку в этом возрасте? Да буквально все!
Морковь, репу, кабачки, картофель, капусту разных видов, стручковую фасоль, репчатый лук и лук-порей, чеснок - причем и до кулинарной обработки тоже! Вот вы вместе сорвали молодой кабачок, вымыли и режете для жарки. Малыш просит кусочек - так пусть попробует! Это вполне безопасно, но невероятно полезно для развития вкусовых ощущений, которые у современных детей и так слишком однообразны.
Свежие огурцы, редис, зеленый горох, любую огородную зелень - что-то малыш "оценит по достоинству", от чего-то откажется, но в процессе успеет получить небольшую дозу незаменимых микроэлементов.
Любые садовые ягоды и фрукты, созревающие вокруг вас, - съеденные "с куста", они значительно реже вызывают аллергию (часто именно из-за нее полезное знакомство откладывают на потом), чем полежавшие, замороженные или заготовленные впрок. И что там говорить - в смысле витаминов горсть крыжовника куда полезнее привозного, сорванного зеленым персика. А просто срывать смородинки или собирать упавшие с дерева яблоки - какое это удовольствие для малыша!
Внимание: не забудьте заручиться поддержкой родителей ребенка. Если же они разделяют девиз "все, что есть, - можно есть", вам и малышу просто повезло!
Окружающий мир (1,5-3 года)
Из жизни букашек
Царство насекомых - невероятно интересный объект для наблюдений малыша этого возраста. Да, бдительный взрослый всегда опасается, что пчела или оса могут укусить, а мохнатая гусеница - испугать. Но если относиться к ползающим и летающим существам с должным уважением, то малыш получит бесценный опыт и впечатления и нисколько не пострадает. Вот что предлагает показать и рассказать ребенку, присевшему перед очередной букашкой, постоянный автор журнала "Мама и малыш" Юлия Каспарова.
У всех насекомых есть общие черты: шесть лапок, усики и крылышки. Их тело как бы разделено на части тоненькими линиями - насечками. Отсюда и название - насекомые. Рассматривая их (это можно делать с помощью лупы), очень интересно отыскивать эти характерные детали.
Вот беленькая бабочка капустница вьется над капустной грядкой. А на листах капусты (белокочанной, цветной, брокколи) можно без труда отыскать ее гусениц - они сине-зеленые, с тремя желтыми продольными полосками и черными крапинками. Здесь же могут встретиться и матово-зеленые гусеницы бабочки репницы. Собрав несколько разных гусениц и посадив их в банку или в пластиковую бутылку со срезанным верхом, можно попробовать проследить путь превращения гусеницы в бабочку. В ту же посуду надо положить растения или веточки, на которых сидели гусеницы, а сосуд закрыть марлей. Меняя гусеницам корм и наблюдая с малышом за их поведением, можно заметить, когда они станут неподвижными и будто покроются паутиной - превратятся в куколки. Теперь остается только ждать, когда из куколок появятся бабочки.
Божьих коровок малыши любят держать на ладошках и смотреть, как те ползают по пальчикам, а потом раскрывают крылышки и улетают. Можно показать ребенку и тлей, вредителей садовых деревьев, на которых охотятся божьи коровки. А вот на саму коровку не очень-то поохотишься - в случае опасности насекомое выделяет едкое для птиц вещество, а своей окраской как бы предупреждает пернатых, что несъедобно.
Внимательно рассмотреть кузнечика будет потруднее - уж очень прыгучий. Но если малышу с вашей помощью удастся подкрасться к нему, пусть рассмотрит "складные" ноги, глаза, усики, крылья... А вы можете рассказать, что стрекочет кузнечик крыльями. На них есть особые зазубринки, и кузнечик трет ими быстро-быстро одна о другую, будто водит смычком по скрипке, и слышится стрекотание. Именно поэтому в песенках и стихах кузнечика часто изображают играющим на скрипке.
А в червивом яблоке живет гусеница бабочки яблонной плодожорки. Эти гусеницы заползают внутрь яблока, прогрызая себе тоннель и закрывая "вход" кожицей плода и паутинкой. Едят они только семена, поэтому у яблока червивой всегда бывает сердцевина. Потом гусеница выползает наружу и ищет новый плод. А ее саму можно найти в упавших яблоках. Если разрезать такое яблоко, малыш увидит и "ворота", и "тоннель", и саму гусеницу.
Муравьи, шмели, разные жуки и самые обычные мухи - все привлекает малыша, а от взрослого требуется лишь немного заинтересованного внимания, чтобы помочь открыть ему этот мир.
Изобразительное творчество (3-5 лет)
И на камнях рисуем тоже!
Конечно же, вы рисуете со своим подопечным - красками и карандашами, мелками и фломастерами. На бумаге и картоне. Но летом можно расширить поле для изобразительной деятельности почти до бесконечности. Выйдите из дома, вынесите краски, кисточки и все остальное и оглянитесь вокруг. Чем и на чем можно рисовать?
На фанере или гладкой доске - гуашью или восковыми мелками. Возможно, в такой технике вы изготовите декорации для будущего кукольного или настольного спектакля, а может, это произведение станет в будущем частью садовой скамейки или огородного пугала?
На берестяном пеньке или полене - фломастерами, гуашью, углем. Здесь малышу будет интересно почувствовать, как разная фактура дерева "откликается" на те или иные изобразительные средства.
На бетонной стене или тротуарной плитке - той же гуашью (разведенной) или обычной водой! Во втором случае картины получатся недолговечными, но это и интересно. А как скоро дождь смоет гуашь со стены?
На гладких камнях - и крупных, и гальке, привезенной с моря, - фломастерами, гуашью, восковыми мелками. Можно оформить ими, разрисованными орнаментом или яркими пятнами, альпийскую горку или клумбу. А можно из камушков с помощью фломастера понаделать сказочных персонажей и играть с ними, пока не надоест.
На керамических горшках и черепках - восковыми мелками. Опять же украшение для сада или возможность потренироваться в изготовлении орнамента - повторяющегося рисунка. Вы задаете последовательность (например, квадрат-круг-квадрат-круг...) - ребенок пытается повторить.
Кстати, для рисования красками годятся не только кисти. Если для уличного рисования жалко качественных домашних кистей, вполне подойдут палочки, веточки, чуть растрепанные на концах; соломинки - с их помощью можно продемонстрировать ребенку, что такое "писать пером", очинив соломинку, как в старину перо, острым ножом; любые тряпочки, скатанные трубочкой, а также губки.
Психология (5-8 лет)
Как избавиться от отрицательных чувств?
Как и в прошлый раз, речь пойдет о взрослых, у которых поведение ребенка вызывает серьезные переживания. Можно ли предотвратить их появление?
Самый простой путь, считает психолог Юлия Гиппенрейтер, это не требовать от ребенка невозможного или трудновыполнимого, а изменить что-то в окружающей обстановке. С совсем маленькими детьми родители и няни часто пользуются этим способом - убирают в недоступные места опасные или бьющиеся предметы, временно переставляют мебель в квартире, чтобы меньше провоцировать ребенка близостью, скажем, дивана и комода, на которые малыш так и норовит залезть.
Однако по мере роста ребенка многие взрослые склонны переоценивать его возможности. Это касается и уровня самоконтроля, и развития каких-то умений и навыков. Ну не под силу еще 4-летнему мальчику с богатой фантазией сдержаться, вспомнить строгий запрет и совсем ничего не трогать на папином рабочем столе, заваленном интереснейшими вещами - от старых батареек до новеньких наушников. Как не под силу 5-летнему столбом стоять с мамой и ее спутниками, занятыми взрослым разговором, в очереди перед кафе - и при этом не бегать, не кричать, не скакать с другими детьми. В обоих случаях ожидания взрослых относительно того, что должны и не должны делать их дети, оказались несколько завышенными, и в результате и папа, и мама отругали сыновей за непослушание и испытали отрицательные переживания. Стоило более трезво оценить возможности детей, подкорректировать свои ожидания - и проблем не возникло бы.
Использованы материалы журнала "Мама и малыш", центра перинатального воспитания и поддержку грудного вскармливания "Рожана", книги Ю.Гиппенрейтер "Общаться с ребенком. Как?".
[Методические материалы]