Яблоки на столе, карты на стене, а письма - в конвертах
Содержание:
- Здоровье и безопасность (9 месяцев - 1,5 года)
- Домоводство (1,5-3 года)
- Окружающий мир (3-5 лет)
- Изобразительное творчество (5-8 лет)
Первый осенний месяц всегда несет с собой что-то новое. И если вы не поменяли семью, в которой работаете, несколько нововведений не помешают. Проверьте, есть ли в домашней аптечке средства от ожогов - в период без отопления они, как ни странно, могут понадобиться. Посмотрите наши новые яблочные рецепты. Ну, и еще мы советуем внести кое-что новое в развивающий интерьер детской и завести одну новую традицию-игру. Что именно? Ответы в этой подборке!
Здоровье и безопасность (9 месяцев - 1,5 года)
Горячо!
Продолжаем тему оказания первой помощи в различных ситуациях. Сегодня речь пойдет об ожогах. Что должен знать о них человек, остающийся с маленьким ребенком? Как должен действовать взрослый, если ребенок получил ожог?
При ожоге горячей жидкостью максимально быстро освободите ребенка от мокрой одежды и немедленно подставьте обожженное место под струю прохладной воды (15-20°С), подержите 10 минут. Если ожог небольшой, смажьте пострадавший участок толстым слоем успокаивающей и заживляющей мази (Бепантен, Тыквеол, Солкосерил, бальзам Маурера). Если боль не проходит, дайте ребенку парацетамол. Если ожог получился обширным, накройте пострадавший участок чистой хлопковой или льняной тканью без ворсинок (например, простыней). Самое опасное при таких ожогах - площадь поражения, она может быть значительной, что чревато болевым шоком у ребенка. Обратитесь к врачу.
При ожоге слизистой рта или горла (это случается после того, как малыш хлебнет из бутылочки, содержимое которой слишком сильно разогрелось, например, в микроволновой печи) можно попытаться прополоскать рот ребенка холодной водой с помощью спринцовки, но гораздо важнее срочно показать малыша врачу.
Ожоги от контакта с каким-то горячим предметом, как правило, бывают небольшими по размерам, но глубокими. Подержите обожженное место под струей прохладной воды (15°С) в течение 10 минут, дайте ребенку парацетамол, а затем наложите повязку: первый слой - толстая марля, пропитанная противоожоговым составом (Левомиколь, Димексид, Аргосульфан); второй - стерильный компресс, а поверх - лейкопластырь. Вызовите врача.
Внимание: покрасневшая кожа, горячая и болезненная, указывает на ожог 1-й степени, он заживает сам примерно в течение недели; наличие покраснения и волдырей говорит об ожоге 2-й степени, в этом случае лучше получить консультацию врача. Если кожа под волдырями белесая или сероватая, если она потемнела - это ожог 3-й степени, его должны лечить специалисты ожогового центра. Срочно доставьте ребенка в больницу!
Домоводство (1,5-3 года)
Яблоку негде упасть
Урожайный год заставляет нас еще раз вернуться к яблочным рецептам. Что еще можно приготовить, когда в наших садах, на балконах и в холодильниках - такое изобилие ароматных плодов?
Сырники с яблоками. На 1 порцию: 70 г творога, 1 среднее яблоко, 2 ч.л. муки, 0,5 яйца, 1 ч. ложка сметаны, 1 ч. ложка сливочного масла, 1 ч. ложка сахара. Яблоко почистить и натереть на мелкой терке. Творог растереть с сахаром, смешать с тертым яблоком, добавить сырое яйцо, все перемешать. Из полученной массы сформовать сырники, обвалять их в муке и обжарить на сливочном масле. Подавать со сметаной.
Запеканка из яблок. На 1 порцию: 1,5 крупного яблока, 2 ст. ложки сахарного сиропа, 1 ч. ложка сливочного масла. Яблоки вымыть, очистить и нарезать тонкими ломтиками. Небольшую форму смазать маслом, выложить в нее ровным слоем половину яблок, полить сахарным сиропом, сверху положить оставшуюся часть яблок, полить растопленным маслом (0,5 ч.л.) и запечь в духовке.
Мусс. На 1 порцию: 2 крупных яблока, 2-3 ст.л. сахарного сиропа, 1 ч.л. лимонного сока, 0,25 стакана воды. Яблоки (лучше антоновку) вымыть, наколоть вилкой, положить на сковороду, налить немного воды и поставить в духовку. Когда они станут мягкими, протереть в горячем виде через сито или измельчить в блендере, добавить сахарный сироп и взбить массу до приобретения белого цвета и пышной консистенции. Если яблоки недостаточно кислые, можно добавить лимонный сок.
Окружающий мир (3-5 лет)
Карты на стену!
В этом возрасте сама жизнь подталкивает ребенка к освоению первых географических понятий. "Мы были с родителями в Турции", - рассказывает кроха товарищам в детском саду о проведенном отпуске. "Это японская машина - у нее руль справа", - авторитетно заявляет юный автолюбитель. "Мы живем в России", - начинается каждый мультфильм сборника "Гора самоцветов" студии "Пилот". А вот Малыш и Карлссон, который живет на крыше, оказывается, родом из Швеции. Где это все? Что вообще такое города, страны?
Чем нагляднее будет наш, взрослый, ответ, тем лучше. Хорошо бы завести дома глобус - чтобы представление о нашем общем доме, планете Земля сразу формировалось правильно, большую карту на стене и детский географический атлас. Некоторые педагоги советуют остановиться на карте полушарий - она, мол, вернее передает строение мира и от глобуса к ней легче переходить - но можно и цельную, это не так важно. Хорошо, если они будут дополнять друг друга: глобус будет физический, с возвышенностями-низменностями и другим рельефом, а карта - политической, с выделенными цветом очертаниями государств. Атлас же может и вовсе быть детским, с отдельно нарисованными континентами и их частями, тут же изображенными животными, растениями и другими реалиями конкретной местности. Дети обожают такие картинки, готовы подолгу их рассматривать и многому учатся при этом.
Глобус (особенно если он не маленький и настоящий, недешевый) рассматриваем только вместе и не слишком часто. Преимущественно тогда, когда нужно продемонстрировать расстояния между пунктами (папа улетел в командировку в Америку; корабль доктора Айболита приплыл из Италии в Африку) или поговорить о жарких и холодных странах, проследить путь Солнца вокруг Земли.
Карту лучше сразу заламинировать - так она дольше прослужит. Кроме того, к ней можно будет приклеивать скотчем вырезанных из бумаги персонажей прочитанных сказок. Карлссона поселяем в Стокгольме, Элли - в американском штате Канзас, Маугли место в Индии, а Бармалею - где-то в Африке. И остальные географические "привязки" тоже можно отмечать по мере их возникновения (например, смываемым фломастером). Вот та самая Япония, где делают машины с правым рулем, а вот и берег турецкий... "Ожившей" может стать и карта России, и карта Московской области - фотографиями родственников отметьте города, где те живут; нарисованным поездом и пунктиром - маршрут вашей поездки к бабушке в далекую деревню.
Так, ежедневно и ненавязчиво используя карты "по назначению", вы не только подготовите ребенка к освоению школьных дисциплин, но и вырастите человека с поистине широким кругозором.
Изобразительное творчество (5-8 лет)
Рисуем... письма
В наш мобильный век традиционная бумажная переписка уходит в прошлое - а какой это хороший тренажер для обучения малышей чтению и письму! У вашего воспитанника наверняка найдется, кому послать письмо - приятелю, с которым подружились на даче, двоюродным братьям-сестрам, дедушке-бабушке, наконец. Неважно, будете вы отправлять письма настоящей почтой или передавать через знакомых, - важно соблюсти главные правила переписки. Их немного: на письма надо отвечать (заранее договоритесь об этом с адресатом или его родителями); письмо должно иметь адрес, обращение и подпись; письмо должно быть в конверте. Все остальное - на ваше усмотрение и в зависимости от возраста и умений вашего воспитанника.
- Дошкольник, еще только знакомящийся с буквами, большую часть письма может нарисовать. Попросите его рассказать, о чем он хочет сообщить своему другу по переписке, и вместе подумайте, как это можно изобразить - возможно, в нескольких сюжетных картинках, наподобие комикса. (Получается работа наподобие рассказа по картинкам, только наоборот - а это очень полезно для развития речи.) К фигуркам основных героев можно сделать подписи - для ясности. Обычно дети в этом возрасте уже постепенно знакомятся с буквами, и писать им как раз интереснее, чем читать. Ну, и свое имя в подписи малыш уж точно нацарапает самостоятельно.
- Дошкольник, уже умеющий немного читать и писать печатными буквами, может начать с писания, а закончить рисунком (когда сил выводить непослушные значки уже не останется). Или нарисовать что-то, что было бы долго описывать словами. Вот, например, как поступила девочка, рассказывая брату про поездку в музей Корнея Чуковского в Переделкине. "Перед домом там растет чудо-дерево - вот такое..." (и дальше следовал рисунок дерева).
- Школьнику, осваивающему навыки письма, лучше дать лист бумаги из тетради - с привычными линейками. А вот на чистописание сейчас не надо обращать внимания - важно, чтобы не пропало, а усилилось желание писать и таким способом передавать свои впечатления, рассказывать о событиях. Если ребенок очень устает от самого процесса писания, предложите ему некоторые слова в письме заменять маленькими рисуночками (их еще называют пиктограммами). Здесь можно и привычную ручку на минуту-другую заменить цветным фломастером, мелком или карандашом. Здорово, если друг по переписке (если, конечно, он ровесник или взрослый) ответит письмом в похожем стиле - читать ответ вашему воспитаннику будет проще и веселее.
Использованы материалы журнала "Счастливые родители", сайта Лены Даниловой "Раннее развитие детей", книги О.Афанасьевой "Детское питание" издательства "Эксмо".
[Методические материалы]