"Натуральная" няня
Каждое лето мы семьей приезжаем в нашу любимую деревню Орловской области, где живет много дальних родственников, но едем все мы к одному человеку — Алене, она двоюродная сестра моего отца. Очень милая, симпатичная женщина, необыкновенно добрая.
Что значит "божий человек", как говорила моя мама, я поняла не сразу. Идет Аленка по деревне, а за ней туча собак и кошек, и все пытаются добежать до нее и допрыгнуть до руки, чтобы пожалели. Стоит ей сесть на стул, как минимум две кошки обвивают ей одна — шею, одна — колени. Только приезжают гости с детьми, Алена уже держит на руках, смотрю — уже кормит, уже люлюкает и играет, оп — и уже сидят рядом с псом Рэтом, и Алена показывает ребенку, где у него глазки, где ушки.
Личная жизнь у нее как-то совсем не сложилась. Влюблены были в нее полдеревни и пол местного района, но близко подползали только одни редкостные козлы. Замужество продлилось всего два года. Когда ребенку было 7 месяцев, муж быстро свалил к другой и появлялся раз в год вдрызг пьяный, ни денег ни ласкового слова сын ее от него не видел. Второй муж вообще пил самогон трехлитровыми банками и покрикивал на ребенка. Прожив так 7 лет и заработав несколько хронических болезней и стойкую неприязнь к мужчинам, она от него ушла. Точнее, моя мама, когда узнала, как обстоят дела, просто заставила ее это сделать. Ее нерешительность, где-то трусость и робость играли с ней злую шутку. Моя мать отправила ее в санаторий, ведь она до этого вообще нигде никогда не бывала. По возвращении мы ее не узнали. Посвежела, улыбается, правда, и там прибился к ней очередной козел, которого она первый раз в жизни отшила сама.
Мы с ней много переписывались все годы после моего детства, когда она меня таскала с собой в клуб потусить — ей 27, мне 13 лет. Никогда не забуду ее рассказы про поросят, которых она кормит по часам и подкладывает мамашке под сиську по очереди, или про корову Малышку, которую она уже
Алена устроилась в г. Орле в киоске, продавала семена цветов, зарплаты хватало на съем комнаты с удобствами на улице (да-да, попросту без туалета). Главная цель была — дать закончить сыну институт. Ели в основном картошку и макароны, иногда кусочек сыра, раз в месяц брали курицу. В районе этого киоска все собаки и кошки собирались в стаи и дежурили у дверей, периодически самые несчастные из них оказывались у Алены в квартире или в деревне у дома.
Я уже 10 лет живу и работаю в Москве. Когда я родила ребенка, в самое тяжелое время я просто позвонила Алене и сказала — приезжай! И она, взяв отпуск, провела его со мной и малышом. Многолетние навыки дойки коровы помогли ей раздоить и меня. С молоком были жуткие проблемы. Но она умела так цедить, что у нее даже били струйки, а не капли, как у меня. Она научила моего ребенка есть кашки и смеяться, а также взяла всю бытовую работу на себя. Давала мне поспать.
Когда моему сыну был один годик, мы с ним поехали пожить в деревню. Я решила, что нам нужен свежий воздух и настоящая природа вдали от города. Прихватив с собой "газель" с мебелью, стиральной машинкой автоматом и двуспальной кроватью, я устроила в деревенском доме маленький "переворот", после чего там воцарились красота и уют.
Мы прожили там целый месяц. Алена все время возилась с моим сыном, познакомила его со всей живностью. Это были ежедневные прогулки на козе, на собаке, кормление курочек, собирание кабачков и цветочков, а также катание на шикарных качелях, которые мы соорудили во дворе на старой сливе. Мой ребенок так повзрослел за это время. Она научила меня лечить его некоторыми травками, давать ягоды и экспериментировать с блюдами — я всего этого очень боялась из-за аллергии. Но я поняла, что если не переборщить, то на натуральные продукты аллергии не будет.
Поэтому когда мой сынок подрос, а Алена продолжала перебиваться с копейки на копейку, меня осенила мысль о том, что эту неуемную энергию доброты надо направить в нужное русло. Позвонила ей:
— Ален, ты хочешь работать няней и получать не 3 тысячи рублей, а 30?
— Ты что! Как можно, там специальное образование нужно, медицинская книжка и т.п.!
— Лена, там нужно любить детей, а остальное ерунда!
— Ты что, кто меня там ждет, куда я пойду, поеду...
— Поедешь ко мне, пока квартиру не снимешь.
— Ты что, стеснять я не хочу. Где искать эту квартиру: такие деньги!
— Так, не паникуй, я нашла тебе семью, они готовы с тобой встретиться через 3 недели, увольняйся!
— Так быстро, кошмар, дай мне подумать!
— Лена, в твоем случае думать вредно!
— Ты мне прямо не оставляешь выбора...
— А какой тебе выбор нужен: курица раз в месяц, джинсы сыну раз в два года, трусы и носки раз в год? Все, увольняйся и приезжай: жду!
Москва встретила Алену новыми трудностями. Мы совершенно не могли найти квартиру без посредников, а денег не было. Я сидела в декрете, и мне уже почти ничего не платили, муж приносил немного, у Алены денег не было вообще. Уже месяц мы занимались активными поисками, Алена сидела с моим ребенком, я сидела целыми днями в интернете в поисках комнаты. О том, что она понравится семье, я не сомневалась ни минуты, но комнату ей надо было найти срочно. И вот однажды — о небо! — нашлась подходящая комнатушка, и риэлторша, осмотрев нас с головы до ног, с презрительным видом сказала: "Ладно, давайте 50%". Мы с трудом наскребли необходимую сумму. Вот так началась работа у новой московской няни.
Семья, которая взяла ее, армянская, но, что называется, обрусевшая. Все они заканчивали московские вузы. Хозяйка — красивая девушка 23 лет. Семья обеспеченная, но со своими "тараканами". Сначала был один ребенок, ровесник моего сына, потом через год хозяйка родила еще одного, и Ленке стало совсем весело. Из-за робости она никак не могла попросить прибавку к зарплате, хотя работала почти все время с двумя детьми и помогала по хозяйству. Отпускали ее уже совсем поздно, только когда засыпали дети. Алена очень уставала, приходила и падала на кровать. Часто цепляла болезни от детей, а болели она часто. Больничные ей никогда никто бы оплачивать не стал, когда была высокая температура ей позволяли максимум полдня поваляться в обнимку с "Терафлю". Из 25 тысяч, что ей платили почти два года, десять она отдавала за комнату, и у нее почти ничего не оставалось. Конечно, она уже могла купить курицу гораздо чаще, но денег по-прежнему было очень мало.
Потом неожиданно окружавшие ее люди на детских площадках, в поликлиниках обнаружили, что она не мама, а няня. Все были в шоке, маму никто и не видел никогда. Тогда ее начали ценить и хвалить, а потом стали просить телефон и приглашать ненадолго посидеть с малышом в свободное от основной семьи время. Она соглашалась на все, во-первых, потому что просто не умела отказывать, во-вторых, очень нужны были деньги.
Однажды ее увидела с другим ребенком хозяйка, у нее началась паника. После допроса с пристрастием, выяснив, что няня от них уходить не собирается, она вдруг взяла и прибавила ей зарплату, дали 35 тыс. руб. Алена была счастлива. Я, конечно, никогда бы не подумала, что с такой зарплатой можно накопить денег на машину, но на очень старенькую иномарочку Ленка накопить смогла, пока ее сын был в армии, сделала ему подарок по возвращении. Чего ей это стоило, пожалуй, знает только она. Хорошо, что обедом ее кормят на работе. Хотя это тоже было не всегда. Сначала она приносила что-то с собой. Потом, видимо, хозяйка уже не могла смотреть на эти два яичка, которые Алена опять принесла на обед. Сначала с ними в квартире еще жила свекровь хозяйки, та такого жалкого зрелища вообще вынести не могла, закармливала ее хачапури, наваристыми супами и эклерами.
А Алена изо всех сил занималась детьми. Больше всего проблем было со старшим мальчиком. Ему было уже 4 года, а он совершенно не признавал горшка. Алене не разрешали надевать на него памперс с 2 лет, тогда как сама хозяйка с этим "не заморачивалась". Она измучилась: одного оденет, обует, второго, только выйдут — старший уже мокрый, возвращаются и все сначала. Уходила она в пятницу вечером, когда малыш уже хоть через раз подходил к горшку, а приходя в понедельник, понимала, что выходные он провел в памперсе. Больше всего она ценила моменты, когда дети ждали ее у порога и кидались в объятия.
Еще был случай, когда на дне рождения хозяйки, ее муж — бизнесмен произнес тост "За няню, так как она стала настоящим членом семьи". Это было, конечно, наградой за настоящий труд. Потом детки выросли, оба пошли в детский садик, и мамины фитнес-клубы и салоны стали вписываться в их график, няня перестала быть необходимостью.
Сейчас ищу для Ленки новую семью и верю, что у нее все будет хорошо. Ведь главное для нас, для мам, чтобы, когда нас нет рядом с ребенком, он был в безопасности и его окружали теплота и забота. А согреть так, как мама, может только такой "божий человек".
Евгения Шишковаzhenya_shishkova@mail.ru
[Личный опыт]