Няня рядом со спорткомплексом, возле пианино, около книжной полки
Содержание:
С этого месяца "Нянина копилка" немного изменит формат: разделы "Психология" и "Домоводство" останутся на своем месте, а другие будут "плавающими". Так в феврале мы дадим советы по приобщению ваших подопечных к музыке и спорту - кажется, до сих пор мы уделяли этим сторонам жизни ребенка недостаточно времени.
Физкультура (9 месяцев - 1,5 года)
Покоряем высоту
Если в доме, где вы работаете, установлен детский спортивный комплекс (он часто приобретается ближе к году), то это не только еще одно средство, помогающее всесторонне развивать малыша, но и предмет, требующий повышенного внимания. Как правильно вести себя с ребенком на комплексе, если у вас нет опыта подобных тренировок?
- Подробно расспросите родителей о следующем: с какими движениями-упражнениями малыш справляется сам; как и когда его надо страховать; какие слова или команды приняты в семье во время занятий на комплексе. Хорошо бы поучаствовать в одной из "тренировок".
- Правила безопасности: около лестницы и под другими снарядами должен лежать гимнастический мат; взрослый находится в непосредственной близости, при необходимости страхует и непременно подбадривает ребенка.
- Главное правило общения со снарядом, находящимся в свободном пользовании: малыш должен рассчитывать только на свои силы. Поэтому придерживать, подхватывать и вообще касаться ребенка руками можно только в том случае, если он позвал на помощь или собирается упасть. Да и в этом случае идеальный выход - не снять малыша с лестницы (колец, турника и т.п.), а помочь ему, например, завершить спуск: показать, куда ставить ножку, где схватиться ручкой, и т.п.
- Если должны быть введены какие-либо ограничения по высоте (скажем, малыш еще не научился спускаться с нижних перекладин лестницы, а норовит залезть все выше), то лучше сделать верхние ступеньки просто недоступными, завесив или обмотав их, например, покрывалом, или поставив другую "заглушку".
- Совершенно противопоказаны в общении с ребенком, а на спорткомплексе и подавно, слова и фразы, программирующие неудачи, типа "Упадешь!", "Смотри, ударишься!" и т.п. Своим поведением и словами вы должны сообщать малышу уверенность в том, что он справляется с задачей, а вы одобряете его действия.
- Не гонитесь за рекордами - всякая демонстрация обычно плохо воспринимается детьми. Просто поддерживайте любое желание ребенка полазить или повисеть - кроме тех случаев, когда малыш явно устал, перевозбужден или плохо контролирует себя (но самые маленькие спортсмены в таком состоянии обычно и сами не будут заниматься).
Музыка (1,5-3 года)
Трогаем клавиши
С чего начать музицирование с малышом? Некоторые приемы, которые предлагает специалист по раннему развитию Лена Данилова, вполне доступны и няням без музыкального образования.
- Если дома есть фортепиано (синтезатор), учите малыша нажимать одним пальчиком на клавишу. Если малыш попытается давить всеми пальцами сразу или кулачком, немедленно прекратите игру с инструментом. На следующий день повторите попытку научить нажимать одним пальчиком (возможно, поначалу вам придется делать это, придерживая его пальчик в своей руке). Если попытка опять не удалась, отложите подобные занятия на неделю или на месяц.
- Если ребенку нравится нажимать пальчиком на клавиши, предложите ему "сыграть песенку" про медведя, про волка - понажимать на клавиши с низкими звуками; про зайчика, птичку - понажимать на клавиши с высокими звуками; про дождик - слабый или сильный, с громом и молнией.
Подобные звукоподражательные "песенки" сначала играйте ребенку сами, потом можете делать это вместе - его пальчиком. Но, скорее всего, после первого же показа ребенок попытается изобразить нечто подобное сам. - Ближе к двум годам начните играть для малыша и вместе с ним ритмические песенки, которые исполняются на одной ноте (причем, любой) типа "Андрей-воробей", "Аты-баты, шли солдаты".
И еще несколько слов о музыкальных инструментах. Заменителем настоящего пианино или дополнением к нему могут послужить детские музыкальные инструменты - ксилофон, металлофон, колокольчик, барабан или обыкновенный свисток. Чтобы не сойти с ума от бесконечных звуков, предлагайте ребенку звучащие игрушки, особенно шумовые, иногда и ненадолго и не оставляйте их в свободном доступе. Приучите ребенка, что пианино можно открывать только вместе с вами (кроме ваших ушей это правило сохранит еще и неумелые пальцы юного музыканта, которые он может прищемить, уронив на них крышку инструмента).
Домоводство (3-5 года)
Храним книги
Библиотека малыша этого возраста уже очень разнообразна: в ней и тонкие книжки с бумажными обложками, и толстые, в настоящем переплете. Возможно, сохранились с младенческих лет и разноформатные картонные книжки, книжки-лото и т.п. Держать все это богатство в порядке - значит растить настоящего читателя. Как это лучше сделать?
Книги должны быть доступны ребенку. Детскую библиотеку лучше размещать на низко висящих книжных полках, невысоких стеллажах или на нижних полках шкафов с дверцами, чтобы малыш мог сам взять книжку при первом желании. Подойдут также коробки или пластиковые контейнеры с крышками.
Книга должна легко находиться. Два самых простых способа сортировки - по формату и по теме. Первый больше подходит при небольшом количестве книг, второй - когда библиотека растет. При сортировке по теме (сказки; энциклопедии; стихи; развивающая литература и т.п.) можно на книжных полках установить закладки-разделители, наклеив на них подходящие значки или надписи. При сортировке по формату можно для небольших картонных книжек завести коробку из-под обуви, а для тонких книжек - подставку для журналов или "разделитель" (бывают пластиковыми или картонными, продаются в отделах канцтоваров для офиса). Также тонкие детские книжки удобно хранить... в пластмассовом поддоне для сушки тарелок.
Книгу должно быть удобно читать и смотреть. Поэтому на время снимите и уберите бумажные суперобложки (они рвутся быстрее всего). Книжки, нуждающиеся в починке, откладывайте в отдельную стопку и время от времени устраивайте "книжкину больницу". Вашему подопечному полезен не только опыт работы с клеем ПВА, калькой, скотчем, полосками ткани (они тоже могут понадобиться для укрепления корешков толстых книг), но и опыт заботы о своих вещах и особенно книгах. Приучайте малыша пользоваться закладками; оборачивайте книги, которые берете с собой в дорогу.
И еще один совет "на вырост". Пусть на одной из полок рядом с уже знакомыми разместятся книжки, которые уже по возрасту малышу, но ему их еще не читали. Возможность самостоятельно открыть новую книгу тоже способствует превращению ребенка в увлеченного читателя.
Психология (5-8 лет)
Активно слушаем
Установить хороший контакт с ребенком, успешно решать его эмоциональные проблемы помогает метод активного слушания, которым владеют многие психологи и который вообще-то может быть нормой общения людей. Он заключается в том, чтобы в разговоре с ребенком, поглощенным каким-то переживанием, озвучить его чувства, обозначить словами состояние, которое он испытывает. При этом ваша интонация должна быть не вопросительной, а утвердительно-раздумывающей, и после своей фразы важно "держать паузу" - дать ребенку время для ответа. Важно также, чтобы глаза собеседников были на одном уровне, а поза взрослого выражала принятие (можно присесть рядом с ребенком, "раскрыть" руки и т.п.).
Уникальность такого способа построения диалога заключается в том, что ребенок находит во взрослом сопереживающего и понимающего человека и бывает готов говорить о своих чувствах дальше. Во второй и последующей репликах взрослому важно не отступить от правила активного слушания - не начать задавать вопросы и давать советы. Ведь в этом случае польза от разговора для обеих сторон будет минимальной: ребенок не получит желаемой поддержки, останется наедине со своей проблемой, а взрослый не установит истинного контакта с малышом и не постигнет всей глубины его переживаний. Используя активное слушание, надо также запастись временем и не совмещать разговор с ребенком с другими делами - собеседники должны принадлежать только друг другу.
Приведем пример такого диалога из книги Ю.Гиппенрейтер "Общаться с ребенком. Как?".
Мама укладывает четырехлетнюю Машу спать, и девочка просит посидеть с ней.
Дочь: Мамочка, ну еще капельку, ну чуть-чуть!
Мама: Машенька, уже поздно, все ребята спят.
Дочь: Целый день одна и одна, не хочу больше!
Мама: Ты же весь день с ребятами в саду играешь... (Вспоминает активное слушание.) Ты чувствуешь себя одинокой...
Дочь: Да, ребят много, а маму в сад не пускают.
Мама: Ты скучаешь без меня.
Дочь: Скучаю, а Саша Петров дерется.
Мама: Ты на него сердита...
Дочь: Он мою игру поломал!
Мама: И ты расстроилась...
Дочь: Нет, я его толкнула, чтоб не ломал, а он меня кубиком по спине!
Мама: Было больно...
Дочь: Больно, а тебя нет!
Мама: Ты хотела, чтоб мама тебя пожалела...
Дочь: Я хотела с тобой пойти...
Мама: Пойти...
Дочь: Ты же обещала нас с Игорьком в зоопарк сводить, я все жду-жду, а ты не ведешь!
На первый взгляд, разговор по методу активного слушания выглядит неестественно, однако полезно выработать привычку именно так реагировать на отрицательные переживания ребенка. Среди положительных последствий активного слушания можно назвать следующие. Исчезает или сильно ослабевает переживание ребенка - разделенное горе уменьшается. Ребенок, убедившись, что взрослый готов его слушать, начинает рассказывать о себе все больше (как в приведенном примере). Постепенно, если такой стиль общения становится нормой, ребенок сам начинает активно слушать взрослого, а взрослый ощущает, что ему становятся ближе нужды и переживания малыша.
Использованы материалы сайта "Наш ребенок", сайта Лены Даниловой "Раннее развитие детей", журнала "Наш малыш", книги Ю.Гиппенрейтер "Общаться с ребенком. Как?"
[Методические материалы]