Сушим яблоки, учимся разрешать конфликты и определять время по часам
Содержание:
Кто как не опытная няня привьет воспитаннику различные полезные навыки? Сегодня обсуждаем, как приступить к конструктивному разрешению конфликтов (ведь не секрет, что в нашей жизни они случаются), как начать учить определению времени по часам, а также знакомимся с очередными "вкусностями", приготовленными из яблок. Внимание: следите за продолжением темы!
Домоводство (1,5-3 года)
Ни дня без яблок
Продолжаем с толком использовать урожай. Если малыш сгрызает одно-другое яблочко в день - это прекрасно, но встречаются среди детишек и ленивые "грызуны". Для них наши сегодняшние сытные рецепты, а также совет. Твердые зимние яблоки (антоновку и др.) нарежьте тонкими дольками, обходя сердцевину, и выложите на небольшие противни или листы бумаги. В таком виде разместите яблоки прямо на батареях водяного отопления. Некоторые дети с удовольствием питаются чуть подвявшими "полуфабрикатами". Если же этого не произойдет, яблоки успешно высохнут, и вы сможете убрать их на хранение до зимы или весны. Возможно, тогда-то малыш отдаст должное домашним сухофруктам. А нет - сварите полезный во всех отношениях компот.
Рисовый пудинг
2 ст.л. риса, 1/2 стакана молока, 1/2 ст. воды, 1/2 яйца, 1 ч.л. сахара, 1 ч.л. сливочного масла, 1 крупное яблоко, 1 ч.л. сухарей
Для пудинга использовать оставшуюся от завтрака вязкую рисовую кашу, сваренную на молоке и воде. В остывшую кашу добавить растертый с сахаром яичный желток, размягченное сливочное масло и мелко нарезанное очищенное яблоко. Все перемешать и осторожно ввести взбитый в пену яичный белок. Получившуюся массу переложить в смазанную сливочным маслом и посыпанную сухарями форму и запечь в духовке. Подавать со сметаной.
Пудинг тыквенно-яблочный
2 ломтика тыквы, 1 яблоко, 1/2 стакана молока, 1 ч.л. манной крупы, 1 яйцо, 1 ч.л. сливочного масла, 1 ч.л. сахара
Очищенную и мелко нарезанную тыкву тушить в молоке до полуготовности, затем добавить очищенное нарезанное яблоко и тушить до полной готовности тыквы. Медленно всыпать манную крупу и варить, помешивая, на слабом огне 10 минут. Когда масса остынет, добавить взбитый с яйцом сахар. Выложить в смазанную маслом форму и запечь в духовке 10 минут. Подавать на стол, полив растопленным сливочным маслом.
Яблоки, запеченные с творогом
200 г творога, 2 ст.л. сахара, 1 яйцо, горсть изюма, яблоки (лучше антоновка).
У яблок удалить сердцевину. Взбить сахар с яйцом, добавить творог и вымешать до однородной массы, добавить изюм. Выложить яблоки отверстиями вверх на непригорающий противень, отверстия и промежутки между яблоками заполнить творожной массой. Выпекать в духовке до мягкости яблок.
Психология (3-5 лет)
Общение без конфликтов
Наверное, вопрос: "Возникают ли у вас с вашим воспитанником конфликты?" покажется большинству нянь и гувернанток странным. Как это - конфликтовать с ребенком? За такое в иной семье можно и места лишиться...
Если же спросить по-другому: "Как вы ведете себя в ситуации столкновения интересов - ваших и ребенка?" - няни уже не так пугаются и начинают припоминать какие-то ситуации.
Вот, например, няня сообщает 4-летней Лене, что надо заканчивать игру с ребятами на прогулке, потому что скоро начнутся занятия, на которые она водит девочку. Но Лена увлечена игрой и упрямится, хотя обычно ходит на занятия с удовольствием.
Что это как не столкновение интересов? Удовлетворение желания одной стороны (успеть на занятия) приведет к неизбежному ущемлению интересов другой (еще поиграть). Обе стороны настаивают на своем и испытывают при этом отрицательные чувства: девочка - раздражение от того, что ее отрывают от интересного занятия; няня - растерянность, ведь она не может пойти на поводу у ребенка, но и силой тащить девочку не хочет.
К сожалению, родители в подобных конфликтных ситуациях обычно не мучаются сомнениями, как поступить, а действуют одним из двух неконструктивных способов: или настаивают на своем ("выигрывает взрослый"), или уступают ("выигрывает ребенок"). Почему же эти способы названы неконструктивными? По двум причинам. Во-первых, они в действительности не разрешают противоречия - отрицательные чувства не покидают участников конфликта, а лишь затаиваются и накапливаются, и даже тот, кто "выигрывает", остается с чувством вины, или досады, или горечи, что уж говорить о "проигравшем". Во-вторых, дети очень чувствительны к поведению близких взрослых, и они быстро перенимают тактику нажима (в тех семьях, где считается, что ребенка нужно во что бы то ни стало побеждать), а у вечно уступающих и потакающих родителей растут эгоистичными, не считающимися с другими (что, конечно, осложняет дальнейшую жизнь вне дома).
А могут ли в ходе конфликта выиграть обе стороны? Оказывается, да, если провести его разрешение конструктивным путем. О том, как это делается, мы поговорим в следующий раз. Напомним только, что при этом нам понадобятся навыки активного слушания и "Я-сообщений", освоенные ранее. Проверьте, используете ли вы их в общении с ребенком.
Полезные навыки (5-8 лет)
Часы без... стрелки
Ваш дошкольник или младший школьник уже знаком с числами и цифрами, даже вычитает и складывает, а вот определять время по часам со стрелкой его так и не научили - или он все еще "плавает", когда пытается сделать это. Как быть? Авторы сайта "Раннее развитие детей" предлагают для начала оставить на часах только короткую, часовую стрелку, а также до поры до времени не делить циферблат на минуты - только на часы. Понятно, что для таких манипуляций понадобится макет часов - его можно самостоятельно изготовить из картона, можно воспользоваться детскими пластмассовыми часами или макетом часов из развивающего пособия.
Скажите ребенку, что стрелка, которая показывает, сколько часов, называется "часовая". Покажите правильное направление движения стрелки и попросите малыша покрутить ее в нужном направлении. Расскажите, что часовая стрелка за час проходит на циферблате расстояние от одной цифры до другой. Выставьте на циферблате то или иное время (ровно). Попросите ребенка изобразить положение часовой стрелки через час (два, три и т.д.) или наоборот, час назад (два, три и т.д.)
Постепенно вводите понятия "ровно час", "чуть больше часа", "час с половиной" (или "половина второго"), "чуть меньше двух" и т.п.
Когда ребенок будет легко называть или выставлять на циферблате "время" в таком упрощенном виде, "верните" на ваш циферблат вторую стрелку - длинную, минутную. Еще раз уточните, какая стрелка показывает часы, а какая минуты. Скажите, что они называются "часовая" и "минутная". Объясните, что когда часовая стрелка показывает "ровно" час, два три и так далее, минутная стрелка всегда бывает поднятой вверх, на отметку "12". Попросите ребенка поставить ее в это положение и попробовать покрутить часовую стрелку по кругу, выставив то или иное время "ровно". Это можно делать, глядя на настоящие часы, или по заранее подготовленным рисункам, или произвольно.
Теперь займемся освоением понятия "половина часа". Расскажите, что минутная стрелка помогает людям ориентироваться внутри каждого часа, и за один час она проходит целый круг. Спросите ребенка, где, по его мнению, будет минутная стрелка, если пройдет не целый час, а половина. Если малыш затрудняется ответить, покажите ему сами. Затем изобразите на макете часов половину того или иного часа, не забывая переставлять часовую стрелку. Попросите ребенка самостоятельно выполнить подобное задание.
"Закрепляя пройденное", давайте малышу следующие задания. Изобразите на циферблате то или иное время (ровно или половина какого-нибудь часа). Попросите передвинуть стрелки, чтобы изобразить время, которое будет:
- через полчаса;
- через час и еще полчаса (здесь можно ввести понятие "полтора");
- через два (три и т.д.) часа;
- через два с половиной (три с половиной и т.д.).
О дальнейших шагах по освоению часов со стрелками мы расскажем в следующем выпуске "Няниной копилки".
Использованы материалы сайта Лены Даниловой "Раннее развитие детей", книг О.Афанасьевой "Детское питание" издательства "Эксмо" и Ю.Гиппенрейтер "Общаться с ребенком. Как?".
[Методические материалы]