Жизнь маленьких датчан похоже на бесконечную увлекательную игру. Никаких длительных занятий, поучительных бесед и строгого распорядка.
Свободу выбора малыши получают еще в садике. Дети сами решают чего хотят больше — рисовать, читать или беситься на матах в гимнастической комнате.
"У нас нет занятий по чтению или письму. Мы не заставляем детей заниматься тем или другим. В этом возрасте науки им еще не нужны. Главное, чтобы они много двигались, игрались и интересовались жизнью", — рассказывает заместитель директора детского сада Джоан Тинггаард.
Даже дневной сон тут дело добровольное. Если малыш решил отдохнуть, может пойти в кровать, а может закрутиться кругом калачиком на коврике. Главная задача воспитателя — научить детей познавать мир. В детском саду учат вязать, красить заборы, вырезать снежинки, ухаживать за рыбками. А еще много гуляют. Здесь нет авторитаризма учителей, все решения дети принимают коллегиально. Как следствие, у выпускников садиков развитые творческие способности, гибкое мышление и социальные навыки. Украинские дети в этом могут датским ровесникам только позавидовать, говорит психолог Оксана Олейник.
"Ребенок развивается целостно, гармонично. Ему не дают какие-то куски знаний: вот здесь буквы, цифры, а что с этим делать? Зачем ему эти знания в 4 года? А он наоборот, он стремится, он познает мир, цвета, какие-то краски. То есть, это система наоборот, гармонизирует и приводит к целостности ребенка", — рассказывает психолог Оксана Олейник.
"Усатый нянь" в датских садах не редкость. Опровергая все стереотипы, мужчины-воспитатели терпеливо отвечают на тысячи детских "почему", исправно меняют подгузники, а главное — прекрасно играют на гитаре.
Психотерапевты говорят, травмируют детей 2 вещи — родители и школа. Однако скандинавские заведения из этого правила можно исключить. В Дании даже оценки до 14 лет не ставят, ведь у детей без клейма "двоечника" всегда есть шанс на исправление.
Елена Скобало
(Источник: Факты. Всегда в центре событий)