Работа няней >> Нянина копилка

Ходьба по лестнице, напитки в жару и эффективный разговор

Содержание:

Верно говорят: "Маленькие детки - маленькие бедки". Действительно, ребенка до 2-3 лет, у которого есть правильный пример в лице взрослого, бывает достаточно только поощрять, - ведь им в большой степени движет заложенная от рождения генетическая программа. А вот с малышом постарше часто нужны усилия. То напиток ему подходящий надо приготовить, то подумать, как верно отреагировать на капризы или жалобы.

Занятия дома и на улице (9 месяцев - 1,5 года)

Какие движения полезны?

В этом возрасте (обычно в промежутке 10 месяцев - 1 год 3 месяца) дети осваивают ходьбу во всех ее вариантах - по прямой, вбок, назад, с поворотом, вверх и вниз по лестнице, по наклонной плоскости. Специалисты по раннему возрасту сходятся во мнении, что набор движений, которым малыш должен овладеть, заложен у человека на генетическом уровне - иными словами, ребенок будет сам стремиться проделывать все перечисленное и многое другое бесчисленное количество раз, безо всякого стимулирования и специального обучения. Однако только в том случае, если его активность не ограничивают и если вокруг него есть достаточно "пересеченная" местность. Все возможности для полноценного физического развития предоставляет дачный участок, но и на прогулке в городе и даже дома многое возможно.

Итак, какую двигательную активность малыша стоит поддержать?

Ходьба с препятствиями. После того как малыш научился уверенно ходить, ему полезно сбегать с невысокой пологой горки (дети обожают это развлечение!) и забираться на нее. Можно перешагивать через препятствия 10-12 см высотой (бордюры, бревнышки), подниматься на ступеньки (пеньки, брусочки) такой же высоты и спускаться с них.

Лестница. До сих пор малыш карабкался на детскую горку, и это было правильно и безопасно. После года, если у лестницы невысокие безопасные ступеньки, можно учить его ходить по ступенькам приставным шагом, держась за перила, - и вверх, и вниз. Идеальные для этого лестницы... в детских садиках: и высота ступенек, и дополнительные перила рассчитаны как раз на малышей. В загородном доме или на даче тоже несложно сделать лестницу, удовлетворяющую этим требованиям.

Все свое ношу с собой. После года малыш уже в состоянии переносить с места на место небольшие нетяжелые игрушки и даже подниматься с игрушкой в одной руке по ступенькам. Ближе к полутора годам почаще просите ребенка что-то принести, указывая на предмет, который лежит в нескольких шагах от него.

Дорожки. После 1 года 3 месяцев малыш стремится ходить по ограниченному пространству - его привлечет и доска шириной 20 см, положенная на пол, и тропинка между дачными грядками. Очень хороший тренажер - пеньки разной высоты, вкопанные в линию друг за другом. Сначала ребенок научится осторожно переступать с одного на другой, а буквально через несколько месяцев будет скакать по ним!

Домоводство (1,5-3 года)

Чем его напоить?

Этот вопрос неизменно волнует родителей и нянь в жаркую погоду. Современные диетологи считают, что для ребенка этого возраста должна быть всегда доступна питьевая вода проверенного качества (бутилированная известных фирм или кипяченая), и не предлагают каких-то возрастных норм потребления - пусть малыш пьет по потребности. А вот с соками промышленного изготовления надо быть осторожнее - даже подходящими по возрасту и рекомендованными для детского питания. Дневная норма сока для ребенка этого возраста - 200 мл, но и это количество содержит достаточно много простых углеводов, которые способны как развить привычку к сладкому, так и понизить общий аппетит малыша. При этом жажду соки - по сравнению с водой - утоляют плохо. Так что ежедневная "коробочка с трубочкой" - упаковка сока, которую порой ежедневно берут с собой на прогулку, - не лучший вариант. Оставьте эти так любимые детьми пакетики для отдельных случаев - долгой поездки на транспорте, длительной прогулки.

Чем же поить малыша в жару каждый день? Не поленитесь и приготовьте компоты, морсы, настои.

Для компота годятся любые ягоды и фрукты - сушеные, мороженые, свежие. Залейте их кипятком, дайте покипеть минут 5, добавьте сахар по вкусу и дайте остыть.

Морс готовят из ягод - опять же годятся как свежие, так и мороженые. На 1 л воды берут 100-200 г ягод, отжимают из них сок, а оставшееся сырье заливают кипятком и дают закипеть на огне. Затем получившийся отвар процеживают, соединяют с соком, добавляют сахар по вкусу и остужают.

Настой получается, если ягоды залить кипятком и дать настояться в тепле (в термосе). Именно так готовят настой шиповника, настои из трав.

Ну и совсем простая замена покупному соку - 2-3 чайные ложки любого варенья (в идеале - "пятиминутки" из черной смородины) залить 200 мл кипяченой воды. По вкусу - ломтик лимона.

Психология (3-5 лет)

Что мешает слушать ребенка?

Родители или няни, которые пытаются применять метод активного слушания, часто рассказывают, что вместо "правильных" слов на язык сами просятся привычные фразы, которые не обозначают чувство малыша и не "возвращают" ему в беседе то, что он поведал взрослым. В прошлый раз мы начали перечислять варианты привычных ответов взрослых на жалобы и капризы малыша, которых лучше избегать в своей речи. Итак, к успешному общению с ребенком не ведут следующие типы высказываний.

"Какой же ты плакса!" Обзывание, высмеивание - это лучший способ разрушить контакт с малышом и "помочь" ему разувериться в себе. К тому же в ответ вы запросто можете получить обиженное "Ну и что, ну и буду таким!" или злое "А ты лучше что ли?!".

"Я знаю, это все из-за того, что ты..." Всяческие догадки, интерпретации поведения ребенка, как правило, заставляют его уходить от контакта - кому приятно, когда тебя "вычисляют", "расследуют" твою жизнь?

"Что же все-таки случилось?" Расспросы - пожалуй, одна из самых частых неверных реакций взрослого. Однако ее и легче избежать, превратив вопросительное высказывание в утвердительное: "У тебя что-то случилось..." или "Случилось что-то неприятное..." Для нас разница совсем невелика, но для ребенка вопрос звучит как праздное любопытство, а утвердительное предложение выражает поддержку и участие.

"Не обращай внимания!" Подобные увещевания и уговоры явно преуменьшают переживание ребенка, а мы ведь стремимся к тому, чтобы разделить его чувства.

"Вечно ты жалуешься". Уйти от разговора (раздраженно или даже отшутившись) значит так и не начать решать проблему, а ведь своим высказыванием ребенок просил нас о помощи.

Длинный список неудачных высказываний и непривычность "правильных" ответов озадачивает взрослых. Вот что говорит по этому поводу психолог Юлия Гиппенрейтер. "Представьте себе, что люди никогда не видели велосипедов. И тут им на суд предлагают сразу две конструкции: трехколесный и двухколесный. Какой велосипед они предпочтут? Конечно, трехколесный. Почему? Потому что, сев на него, они поедут сразу легко и "естественно". Преимущества же двухколесного останутся для них за семью печатями... пока они не затратят время и усилия на овладение им. Вот тогда они поймут все замечательные свойства "неудобного" велосипеда". Ю.Гиппенрейтер поясняет, что наши привычные обращения к ребенку с назиданиями и упреками - это не естественные, а тоже выученные фразы - так сложилось, что именно они приняты сейчас у нас в культуре. С точки зрения современной гуманистической психологии они безнадежно устарели и подобны езде на автомобиле старой конструкции.

Использованы материалы книги Ю.Гиппенрейтер "Общаться с ребенком. Как?", журнала "Мама и малыш", центра "Рожана".


[Методические материалы]

Отправить свой рассказ



© 2002-2024, Бонна.ру
info@bonna.ru, Bonna.ru
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.
Политика обработки персональных данных